Мегараспродажа без покупок. Как в мире борются с шопоголизмом

На нашем календаре, как видно, появился еще один знаменательный день - Всемирный день отказа от покупок. Бывает и такое! Несложно догадаться, что речь идет о борьбе с обществом потребления, вещизмом, неумеренной страстью к шопингу. Приверженцы такой философии убеждены, что все беды происходят из-за любви к покупкам, часто совершенно не нужным: и экология страдает, и бедным странам обидно. Кроме того, психологи уже официально признали шопоголизм психическим расстройством наряду с наркотическими, химическими и игровыми формами зависимости.

Мегараспродажа без покупок. Как в мире борются с шопоголизмом | ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

Все началось в 2001 году с подачи общественных движений США, Канады и Мексики - день стал всемирным. Его суть - хотя бы 24 часа вовсе не ходить по магазинам. Сейчас в антимагазинной акции участвуют уже около 70 стран.

Вообще-то во всем мире День отказа от покупок отмечают в «черную» пятницу, во время всеобщего помешательства на распродажах. Но в России, очевидно, все будет не так: распродажи распродажами, а воздержание воздержанием. В Петербурге акцию перенесут на апрель и она будет иметь характер фестиваля в арт-пространстве «Севкабель». Активисты назвали его Фестивалем осознанного потребления. Информация о его организации уже доступна в соцсетях. Многим наверняка интересно, как все будет происходить.

Об этом поведал Андрей Федоровский, инициатор акции и по совместительству руководитель питерской Ассоциации комиссионных магазинов. Он рассказал, что целью является освободить дом от ненужной одежды, мебели, декора; подумать над философией сокращения потребления. Ну и... приобрести «не новую, но качественную дизайнерскую вещь». В общем, отказаться от нового в пользу старого, тем самым продлив срок службы вещи, которая уже послужила и еще послужит.

И тут наступает некоторое разочарование. Как же так? Призыв к отказу от потребления закончился приглашением сделать покупку. Да еще брендовую. Да еще за хорошую (для продавца) цену - market price. Иными словами, как в магазине, а не в бутике. Разницу понять не так уж просто. К примеру, подержанная курточка (разумеется, брендовая) может стоить и 20, и 30 тысяч рублей... Прямо-таки не комиссионка, а антикварная лавка. В общем, сложно определиться с отношением к Дню отказа от покупок по-питерски. Ну разве что воспринять его как модификацию «черной» пятницы с легким оттенком заботы об окружающей среде.

А вот кому не до философий и арт-акций, так это Роспотребнадзору, который накануне как «черной» пятницы, так и феста в «Севкабеле» продолжает методично говорить одно и то же: как стать умным покупателем, как не быть введенным в заблуждение, как защитить свои права потребителя.

Не стоит стесняться принести обратно в магазин купленную вещь, если обнаружили ее недостатки. Магазины давно уже без особых капризов принимают товар обратно. Правда, норовят не деньги вернуть, а заменить его чем-то похожим. Здесь главное - не растеряться и не пойти на поводу у продавцов: есть желание забрать деньги? Стало быть, нужно забрать! Закон позволяет. Стоит ли напоминать, что вернуть покупку можно, если сохранен чек? Об этом, кажется, знают уже все потребители.

А вот о чем многие не догадываются, так это о том, как считать сроки, которые отведены для предъявления претензий к качеству товаров.

Бывает, что мебель или бытовую технику привозят в один день, а собирают, устанавливают, подключают - в другой. В таких случаях гарантийный срок начинается со дня, когда у потребителя появляется возможность полноценно использовать вещь. Но есть тонкость, не слишком приятная для покупателя. Если товар купили у одного продавца, а установку и сборку заказали в другой организации, то, увы, срок гарантии, за который несет ответственность продавец, начнется именно с момента покупки.

Случается, что брак или недостаток товара обнаруживается после того, как прошел его гарантийный срок, но в пределах двух лет. Тогда потребитель также вправе требовать от продавца или изготовителя заменить, отремонтировать купленное или вернуть деньги. Однако при этом ему придется доказать, что недостатки были в товаре до того, как им начали активно пользоваться. Примером может быть стиральная машина. Скажем, семейство приобрело машинку с сушкой, которой долгое время не пользовалось. А когда впервые включили, выяснилось, что она не работает.

Есть множество иных нюансов, которые имеются как в законодательстве, так и в практике защиты прав потребителей. Но главное, что все же нужно знать: права, гарантия, возврат, ремонт, претензия - все это актуально лишь при покупке новых товаров. В комиссионках, в магазинах second hand, на сайтах подержанных вещей эти правила не действуют.

Между тем

По данным информационного агентства Social Media News, если судить по цифрам ресурса «Яндекс.Кассы», то большинство покупок люди делали в магазинах одежды, обуви и аксессуаров - на них пришлось около 47% от общего оборота. Средняя сумма чека (опять-таки по «Яндекс.Кассы») составила 1398,4 руб. Количество покупок выросло на 15% по сравнению с «черной» пятницей 2018 года.

А вот количество дистанционных продаж выросло аж на 28,2% к прошлому году. Соотечественники напокупали товаров на 22,3 млрд руб. В основном электронику и бытовую технику. Популярными были также смартфоны и гаджеты. Многие воспользовались возможностью забронировать отель или заказать доставку продуктов «по дешевке».

#покупки #деньги #распродажа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (6584) от 09.12.2019 под заголовком «Мегараспродажа без покупок».


Комментарии