«Северная верфь» строит судно-ярусолов из романа Хемингуэя «Старик и море»

Судно, заложенное на петербургской «Северной верфи» при участии министра сельского хозяйства РФ, будет напоминать... о литературном шедевре. Правда, герой повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» охотился в океане за рыбой, которая была для него огромной, а новый ярусолов очень крупным точно не станет. Зато во всем остальном будет соответствовать этому описанию. Так считают поморские рыбаки, выступившие в роли заказчика «Марлина».

«Северная верфь» строит судно-ярусолов из романа Хемингуэя «Старик и море» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

К гражданскому судостроению «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), имевшая большой опыт создания военных кораблей, приступила не так давно. Минувшим летом, в июле, по заказу компании «Карельский рыболовный флот» она начала сооружение ярусолова-процессора нового поколения проекта МТ1112XL «Гандвик-1». Кстати, Гандвиком древние викинги именовали Белое море.

Компания «Глобус», созданная путем объединения нескольких рыболовецких колхозов Поморья, и вовсе чувствует себя именинницей. Ей-то и достанется, причем после 30-летнего перерыва, новое судно (второе этой серии), которое было заложено на «Северной верфи» в рамках II Международного рыбопромышленного форума. Да еще в присутствии чиновников федерального уровня.

Что же привело их на это мероприятие, мало ли судов зарождается на отечественных верфях? Таких — да, пока мало. Только в последние годы благодаря правительственной программе инвестиционных квот изрядно устаревший рыболовецкий флот стал мало-помалу обновляться. Первый этап заявочной кампании и распределения квот показал, что такой инструмент господдержки очень востребован, заявил на церемонии закладки киля «Марлина» министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев.

В советскую пору лишь немногие плавсредства для рыбной отрасли сооружались на Украине — подавляющее их большинство было спущено на воду за пределами СССР. «Северной верфи», однако, по силам восполнить такой пробел, считает гендиректор ОСК Алексей Рахманов. Ведь это старое, в хорошем смысле консервативное, предприятие, где качеству работ традиционно уделяют огромное значение. К тому же петербургская судоверфь замахнулась сразу на сложный проект: ярусоловов подобного типа в России еще не было.

Преимущество новинки таково. Обычно судно «сгребает» тралом рыбу со дна, уничтожая попутно микроорганизмы и растущие там водоросли. Несмотря на наличие особой решетки, при этом гибнет и мелкая рыба, утверждают специалисты. «Марлин» станет ловить только крупную. Но не через боковой грузовой люк, так называемый лацпорт, как подобные суда прежней конструкции: он будет «вычерпывать» рыбу снизу, поставляя улов сразу на переработку.

«Мы получим комфортное и безопасное для рыбаков судно ледового класса, спроектированное для высокотехнологичного лова трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях, — пояснил генеральный директор «Глобуса» Андрей Заика. — На борту новой плавучей фабрики мы сможем не только замораживать рыбу, как раньше, но и выпускать готовую продукцию высокого качества по безотходной технологии». Часть ее поступит на прилавки Северо-Запада и других регионов России, определенная доля пойдет на экспорт».

Концептуальный проект МТ1112XL разработала норвежская компания Marin Teknikk AS, а подогнать его под российские стандарты и требования заказчика взялись представители «Северной верфи». Одно из основных требований рыбаков — как можно шире (не менее, чем на 40%) использовать отечественное оборудование.

Схема кооперации такова. Автоматизированные линии для установки и выборки ярусов, положим, будут зарубежного производства, а вот оборудование, предназначенное для переработки и хранения улова на судне, сделают российские поставщики. Плавая в автономном режиме до полутора месяцев, судно сможет добывать 30 тонн рыбы в сутки. По размерам «Марлин» будет сравнительно небольшим: водоизмещение — 2,2 тыс. тонн, длина — 59 метров, а ширина — 13 метров. На ярусолове будут установлены два дизель-генератора мощностью по 1,3 тыс. кВт каждый, что обеспечит судну скорость 13 узлов. Проектная стоимость судна — около 30 млн долларов...

Строительство «Марлина» продлится пару лет, а в 2021 году ярусолов пополнит Карельский рыболовный флот, который уже имеет два траулера и три ярусолова старого типа.

#судостроение #рыболовство #море

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6275) от 24.09.2018 под заголовком ««Марлин» и море».


Комментарии