Кооперация далекой не бывает. В Петербурге промышленники и власти наладили контакт с японскими инвесторами

На протяжении ряда лет Япония сохраняет позиции в топ-10 крупнейших экономических партнеров Петербурга. В последнее время такие связи северной столицы и Страны восходящего солнца значительно укрепились. Но если раньше ставка делалась на крупный бизнес, то 2020-й дал старт продвижению средних и малых предприятий из регионов обоих государств. Эти и другие особенности двустороннего бизнес-сотрудничества обсуждались на XII Петербургском международном инновационном форуме, страной-партнером которого стала Япония.

Кооперация далекой не бывает. В Петербурге промышленники и власти наладили контакт с японскими инвесторами | Кооперация с лидерами промышленного развития, такими как Япония, открывает перед петербургскими производителями и конструкторами перспективу интересного сотрудничества - как инвестиционного, так и технического. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Кооперация с лидерами промышленного развития, такими как Япония, открывает перед петербургскими производителями и конструкторами перспективу интересного сотрудничества - как инвестиционного, так и технического. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ноль дефектов для партнеров

В последнее время в сотрудничестве Петербурга и Японии прогресс отмечается в развитии таких направлений, как автопром, машиностроение, робототехника, высокие технологии. К примеру, в нашем городе устойчиво работают такие крупные автомобильные заводы, как Nissan и Toyota.

В 2019 году российское предприятие Nissan отметило десятилетний юбилей производства и продолжает дальнейшие серьезные инвестиции в его модернизацию. Сегодня численность сотрудников завода составляет 2 тысячи человек, а производственные мощности позволяют выпускать до 100 тысяч автомобилей в год.

На заводе Toyota в Шушарах начато производство автомобиля Toyota RAV 4 пятого поколения. Запуск новой модели - важный этап в реализации специального инвестиционного контракта, который был заключен в 2019 году между правительством России, Петербургом и «Тойота Мотор». В ближайшие десять лет компания намерена вложить в модернизацию и локализацию производства в северной столице 20 миллиардов рублей.

В прошлом году в Петербург приезжала делегация, в состав которой входили руководители одиннадцати промышленных предприятий Японии. В ходе визита делегация посетила завод «Аргус-Спектр» (один из отечественных лидеров по разработке и производству беспроводных систем безопасности).

Это единственная российская компания в Петербурге, которая обладает бронзовой медалью Toyota за свою производственную систему, доведенную до состояния «ноль дефектов». Сегодня производительность завода составляет 100 тысяч приборов в месяц. Более того, в 2019 году компании удалось в кратчайшие сроки создать второй завод - в Финляндии. Важно, что эта продукция будет поставляться также и в Японию.

Установка на перспективу

Еще одна петербургская организация - «Силовые машины - Тошиба. Высоковольтные трансформаторы» (ООО «СМТТ») - является совместным российско-японским предприятием по производству силовых трансформаторов и автотрансформаторов. Практически все предприятия с японским участием отличаются современным оснащением и прогрессивным характером: именно на них осуществляются инновационные эксперименты и прорывы.

Особое внимание японские инвесторы обращают на то, как в Петербурге развивается IT-сфера и робототехника. При этом в сегменте разработки технологий им интересно именно двустороннее сотрудничество.

«Изначально мы думали, что можем какие-то свои изобретения привезти в Россию и внедрить их здесь, - говорит директор по исследованиям и развитию компании Unixon Systems Фумихико Кимура. - Однако на месте поняли, что намного эффективнее заниматься исследованиями, развитием IT-сферы, изобретать что-то новое в вашей стране совместно с российскими коллегами. В РФ много стартапов, связанных с IT, более того, здесь занимаются ими в тех областях, в которых мы не можем делать это в Японии из-за тех или иных ограничений».

В свою очередь многие местные эксперты признают, что сотрудничество с японскими специалистами очень перспективно. Российские инженеры могут придумывать уникальные вещи, но по ряду причин не всегда доводят их до логического конца, оставляя многие разработки на уровне прототипов, что для японцев неприемлемо.

Так, на площадке СПбПУ с 2018 года успешно работает крупнейший в России научно-производственный центр промышленной робототехники Kawasaki-Политех, в котором готовят специалистов для российских предприятий, применяющих роботов. Кроме того, центр активно сотрудничает с промышленными предприятиями с целью разработки и внедрения технологий автоматизации производства. Основная цель центра - популяризация промышленной робототехники в России и создание отечественных технологий автоматизации производства.

Специалисты из Японии проявляют интерес и к Speech Technology Center, который работает на базе ИТМО. Центр речевых технологий - российская компания-разработчик инновационных систем в сфере технологий синтеза и распознавания речи, анализа аудио- и видеоинформации, распознавания лиц, голосовой и мультимодальной биометрии. Успеха в этой области смогли достичь всего несколько компаний в мире.

Кайдзен-философия в России

«Сейчас в Петербурге работают 54 японские компании. В основном это крупный бизнес, который успешно адаптировался к местным экономическим условиям», - констатирует директор автономной некоммерческой организации «Японский центр» в северной столице Акихико Сатакэ.

Японские инвесторы вкладывают средства в развитие бизнеса в нашем регионе неспроста. По данным рейтингового агентства RAEX, по уровню инвестиционного потенциала российских регионов в 2019 году Петербург сохранил место в тройке лидеров после Москвы и Московской области.

«Основные причины привлекательности Петербурга для японских бизнесменов: отличная логистика и близость к Европе, комфортная инфраструктура, возможность участия в крупных проектах, преференции для бизнеса и, что немаловажно, высококвалифицированные кадры, - подтверждает генеральный консул Японии в СПб Ясумаса Иидзима. - Кроме того, для японцев важно жить в культурном городе с богатой историей. Этот фактор привлекает предпринимателей, которые приезжают в северную столицу вместе с семьями».

«Однако сегодня перед нами стоит задача продвигать не крупные компании, а предприятия среднего и малого бизнеса, более мобильные и эффективные, - продолжает Акихико Сатакэ. - Тем более что сегодня в Северо-Западном регионе предусмотрено много льготных программ, рассчитанных на малый бизнес, которые дают ряд преференций для иностранных предпринимателей».

Однако большинство японских предприятий (70%) не информированы о возможностях ведения бизнеса на территории РФ и Петербурга в частности. Отсутствие информации порождает слухи о рисках ведения предпринимательства в нашей стране.

В числе барьеров, мешающих развитию бизнеса, японские предприниматели называют бюрократию и сложный документооборот, не всегда адекватную деятельность надзорных органов и таможенные правила. Согласно результатам опроса японских компаний, работающих в России, наиболее проблемным местом, по мнению респондентов, является Балтийская таможня, в ведомстве которой находится порт «Санкт-Петербург». Далее следуют Шереметьевская таможня (аэропорт «Шереметьево», основное место обработки грузовых авиаперевозок из Японии).

Суп умных горожан

Стоит отметить, что летом 2019 года в рамках российско-японского сотрудничества Петербург присоединился к Воронежу и Владивостоку, став третьей площадкой для пилотных проектов по внедрению инновационных японских технологий в городскую среду. Смольный совместно с представителями японских компаний планирует реализовать решения в сфере городского хозяйства, водоочистки и обращения с отходами, транспорта и дорожной инфраструктуры, в том числе речь идет о внедрении японской адаптивной системы «умных» светофоров.

Первые итоги этой работы будут обсуждаться на следующем заседании российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды в Токио в апреле 2020 года. Кроме того, японские предприниматели заинтересованы развивать в Петербурге пищевое производство и ресторанный бизнес.

Уже есть и реальные плоды сотрудничества двух стран. Так, в 2019-м сеть «Буше» в сотрудничестве с японцами запустила совместный проект по развитию сети раменных, где подают особый японский суп. На XII Петербургском международном инвестиционном форуме была озвучена инициатива - организовать в городе на Неве производство саке. Посмотрим, насколько реальной может стать эта идея.

#промышленность #инвестиции #Япония #международные отношения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (6608) от 22.01.2020 под заголовком «Кооперация далекой не бывает».


Комментарии