Коммерсанты не сдаются. ТРЦ Петербурга адаптируются к новым реалиям

Торговые центры в городе на Неве постепенно оживают. Посетителей в марте заметно больше, чем в начале года. Однако настроение у владельцев торгового бизнеса пока оставляет желать лучшего. Слишком много проблем скопилось у них во время пандемии, а угроза третьей волны мешает строить планы на будущее.

Коммерсанты не сдаются. ТРЦ Петербурга адаптируются к новым реалиям | ФОТО Дмитрия РОГУЛИНА/ТАСС

ФОТО Дмитрия РОГУЛИНА/ТАСС

Продать до первых шашлыков

На входе в известный торговый центр в самом центре города по-прежнему впускают только в масках. Однако конфликтов на эту тему практически нет. Уже не раздражают таблички о необходимости дезинфекции рук и просьбы соблюдать дистанцию. Налицо живая оптимистичная атмосфера, которую можно охарактеризовать «все как раньше». Покупателей много, практически все торговые места заняты арендаторами, а временно пустующие секции закрыты жизнеутверждающими плакатами с интригующими надписями «готовим что-то новое». И даже на территории фуд-корта, несмотря на действующие ограничения, столики заняты не на 50%, а на все 100%.

Согласно данным компании Watcom Group, посещаемость ТРЦ в начале марта оказалась лучше, чем в первые девять недель 2021 года. Народ потянулся в магазины, особенно в период череды гендерных праздников. Однако специалисты уточняют: в целом трафик в петербургских торговых центрах все-таки на 25% ниже, чем до кризиса. А рост числа покупателей парадоксальным образом почти не приводит к росту продаж – люди начали экономить. А впереди весна и сезон шашлыков, который традиционно уведет народ на природу.

К тому же растущим трафиком могут похвастать не все ТРЦ. Все более-менее хорошо в центре города, а в «спальных» районах дела идут по-прежнему не очень, особенно если говорить о комплексах не самых современных форматов.

«На мой взгляд, многие торговые центры не только уродуют город своими безвкусными коробками, но и уничтожают малый бизнес, которому не нужны такие площади по неадекватным арендным ставкам, – считает владелец торговой точки в одном из ТЦ на севере города Максим Жарков. – Покупатель заходит в центр и попадает в унылый коридор одинакового набора глобальных брендов. В результате у людей нет ни интереса, ни стимула посещать такие торговые пространства».

Действительно, многие торговые комплексы были построены более десяти лет назад, их концепции и модель ведения бизнеса устарели.

«В основном вещи я покупаю через Интернет, а в торговых центрах – только в сезон распродаж, – рассказывает студентка петербургского вуза Алина Егорова. – Зато эти торговые пространства идеально подходят для прогулок и встреч с подружками. Поэтому мне интересны центры, в которых проводятся мероприятия для посетителей, есть кафе, каток, кинотеатр, зоны для фотосессий».

«Мы ходим в ТЦ, в которых работает детский клуб, где проводятся различные тематические мастер-классы, спектакли, анимационные шоу», – соглашается петербурженка Марина Семенова.

С проблемой формата сталкивается даже такое историческое место, как «Гостиный двор», к которому жители Северной столицы почти потеряли интерес – здесь все уже давно ориентировано на иностранных туристов. Однако есть надежда, что ситуация в перспективе изменится в лучшую сторону. Так, предполагается, что в универмаге на площади 1800 кв. м появится современный гастрономический проект с летними верандами во внутреннем дворе и столиками на открытом воздухе на террасе второго этажа.

Обиженные и обделенные

В период пандемии самыми уязвимыми направлениями стали заведения общепита и кинотеатры. Фуд-корты открыли лишь с 12 февраля, да и то при условии соблюдения стандарта безопасности и обслуживания не более половины столов. При этом ряды ресторанных двориков поредели: каждая пятая точка общепита пандемию не пережила. И, по прогнозам игроков рынка, закрытия будут продолжаться. За время простоя одни заведения разорились, а владельцы других посчитали, что реанимировать бизнес при 50%-ной рассадке клиентов нецелесообразно. Где-то возникли проблемы с набором персонала, который во время «каникул» пришлось увольнять. Новые сотрудники в фуд-корты идут неохотно.

«Я боюсь устраиваться на работу в фуд-корт, так как этот формат сейчас работает нестабильно, – делится опасениями официантка Нелли Абакумова. – Лучше я пойду работать в обычный ресторан, который если и закроют в случае какой-нибудь очередной волны коронавируса, то останется надежда, что его летние веранды будут работать».

Кроме того, практически все представители общепита говорят о подорожании продуктов. При этом платежеспособность клиентов, мягко говоря, не растет. В результате нынешние продажи фуд-кортов на 30 – 40% ниже уровня 2019 года.

Конечно, вакантные места со временем будут занимать. Однако новые игроки подтянутся ближе к осени, когда испортится погода и люди будут стараться проводить время в закрытых помещениях, а коронавирус, хочется верить, будет почти побежден.

Кстати, собственники ТРЦ и предприятий общепита выступают за то, чтобы уже сейчас снять ограничения на заполнение фуд-кортов. Представители петербургского отделения «Деловой России» 10 марта обратились к руководству Роспотребнадзора с просьбой разрешить с 1 апреля работу фуд-кортов в полном объеме. При этом используют хитрый медицинский аргумент: ресторанные дворики всегда были магнитами, привлекающими посетителей. А поскольку сейчас в ТРЦ размещают прививочные центры, то рестораны, получается, как бы даже помогают бороться с вирусом, стимулируя вакцинацию.

Не легче и прописанным в ТРЦ кинотеатрам, которые пока не могут собрать достаточное количество зрителей. Одна из популярных сетей даже решила впустить в свои залы влюбленных – владельцы кинозалов предлагают их аренду для романтических свиданий с возможностью сделать предложение на большом экране. Также есть идея привлекать геймеров, желающих смотреть игры на больших экранах опустевших залов. Что ж, может быть, некоторые кинотеатры со временем превратятся в своеобразные игровые центры? Почему бы и нет – киберспорт в последние годы стремительно набирает популярность, чего не скажешь о кино.

Одежки подорожают

На фоне адаптации к новым реалиям продолжается вечный спор между владельцами ТРЦ и арендаторами на тему, кто кому должен. Первые шлют жалобы в Минпромторг о том, что ретейлеры занижают выручку офлайн-магазина и недоплачивают НДС, списывая часть прибыли на продажи в онлайне. В результате ретейлеры меньше платят за аренду, поскольку этот платеж зависит от объема реализации. Члены Российского совета торговых центров даже выступили с предложением обязать ретейлеров указывать в кассовых чеках адрес отгрузки товара, для чего необходимо внести изменения в закон о контрольно-кассовой технике.

А пока ТРЦ выясняют отношения с арендаторами, их посетители плавно перетекают в аутлеты, где можно найти широкий ассортимент товаров по сниженным ценам. Видимо, этот тренд сохранится, поскольку все идет к тому, что цены на одежду заметно подрастут.

Причина не только в обычной инфляции, но и в сырье – в нынешнем году уже на 30 – 35% подорожал хлопок. Автоматически поднялись цены на трикотажное полотно и другие текстильные материалы. На эти слухи обратили внимание специалисты Минпромторга и отметили, что состав продаваемой ретейлерами одежды совсем не 100%-ный хлопок. В тканях, из которых она изготовлена, хлопок используется в сочетании с вискозой и синтетическими нитями, а также иными прядильными культурами. Поэтому делать однозначные выводы о зеркальном удорожании всей одежды на треть в связи с удорожанием хлопка некорректно. К тому же в стоимости готовой одежды доля ткани составляет около 20%. И все-таки подорожание одежды на 5 – 6% вполне вероятно.

Отчаянные арендаторы

В числе активных арендаторов торговых центров выступают магазины детских и спортивных товаров, магазины парфюмерии и косметики, а также магазины электроники и бытовой техники.

К примеру, в последнее время значительно увеличила число торговых точек федеральная сеть off-price магазинов Familia.

«Сейчас мы наблюдаем тенденцию ротации арендаторов во многих торговых центрах, связанную с тем, что освобождаются площади, ранее занимаемые небольшими несетевыми ретейлерами, – отмечает гендиректор этой сети Светлана Можаева. – Мы видим в этом возможности для собственного развития, оптимизации затрат на аренду, логистику, маркетинг».

В ближайшее время в центре Петербурга откроется второй магазин екатеринбургской косметической сети «Золотое яблоко», что вряд ли порадует традиционных лидеров этого сегмента «Л,Этуаль», «Рив Гош» и Sephora.

Значимым событием в сегменте электроники в этом году стало открытие в торговых центрах города первых магазинов федеральных сетей «Премьер Техно» и «Технопарк». По итогам прошлого года розничная сеть «М. Видео» (группа «М. Видео-Эльдорадо») в Петербурге и Ленобласти занимала 13 – 14% рынка, а DNS 21 – 23%. Теперь им, возможно, придется потесниться.

Плюс четыре

Согласно прогнозам аналитиков международной консалтинговой компании Knight Frank, вакантность в качественных торговых центрах Северной столицы в 2021 году может вырасти до 7 – 8%. При этом в городе на Неве в этом году ожидается открытие четырех новых торговых центров. К открытию заявлены ТРК «Спутник»,

ТК «Солнечный город», вторая очередь Fashion House Outlet и четвертая очередь ТРК «Заневский каскад». Суммарная площадь новых объектов составит 42,5 тыс. кв. метров. Всего рынок Петербурга в 2021 году, согласно анонсируемым планам, пополнится на 77,6 тыс. кв. м, что на четверть ниже показателя прошлого года.

Напомним, что в прошлом году в городе открылись три торговых центра суммарной площадью 127 тысяч кв. метров. Это мебельный центр «Кубатура», третья очередь «Outlet Village Пулково» и ТРЦ Green Park. На сегодняшний день обеспеченность жителей Северной столицы качественными торговыми площадями достигла 596 кв. м на тысячу человек против 574 кв. м годом ранее. Так что падение посещаемости отчасти связано и с тем, что торговых комплексов просто стало больше.

По прогнозам экспертов, нового витка падения удастся избежать только в одном случае – если не будет новых ограничительных мер. А полного восстановления рынка ждут в отдаленном светлом будущем – не ранее второго полугодия 2023 года.

#бизнес #торговля #торговые центры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (6891) от 29.03.2021 под заголовком «Коммерсанты не сдаются».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов
23 Августа 2019

В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов

Среди них - участки Северного проспекта, Выборгского шоссе, проспекта Энгельса и еще десяти магистралей города.

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?
19 Августа 2019

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?

Лучше внимательно изучать платежку перед тем, как оплачивать ее.

В Петербурге растут цены на жилье
14 Августа 2019

В Петербурге растут цены на жилье

Доходы граждан не растут соответствующими темпами.

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?
05 Августа 2019

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?

Авторы жалоб в газету правы далеко не всегда.

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику
26 Июля 2019

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику

Почему отсутствие роста цен для экономики бывает опасным?

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?
17 Июля 2019

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?

Выходящие на пенсию россияне информированы о том, как продолжить зарабатывать после завершения активной трудовой деятельности.

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей
10 Июля 2019

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей

Это почти на 4 тыс. меньше, чем ожидают соискатели.

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?
02 Июля 2019

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?

Работодатели думают, как привлечь молодежь в реальный сектор.

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится
19 Июня 2019

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится

Минэнерго РФ внесло ясность в главный вопрос, «затуманивавший» перспективы ввода магистрального газопровода.

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю
18 Июня 2019

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю

О необходимости сокращения продолжительности рабочей недели впервые заговорили еще в 2014 году.

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака
11 Июня 2019

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака

Инвестиционный проект позволит существенно нарастить объемы экспорта продукции.

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году
10 Июня 2019

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году

Город готов начать строительство новой магистрали.