Коммерсанты не сдаются. ТРЦ Петербурга адаптируются к новым реалиям
Торговые центры в городе на Неве постепенно оживают. Посетителей в марте заметно больше, чем в начале года. Однако настроение у владельцев торгового бизнеса пока оставляет желать лучшего. Слишком много проблем скопилось у них во время пандемии, а угроза третьей волны мешает строить планы на будущее.
ФОТО Дмитрия РОГУЛИНА/ТАСС
Продать до первых шашлыков
На входе в известный торговый центр в самом центре города по-прежнему впускают только в масках. Однако конфликтов на эту тему практически нет. Уже не раздражают таблички о необходимости дезинфекции рук и просьбы соблюдать дистанцию. Налицо живая оптимистичная атмосфера, которую можно охарактеризовать «все как раньше». Покупателей много, практически все торговые места заняты арендаторами, а временно пустующие секции закрыты жизнеутверждающими плакатами с интригующими надписями «готовим что-то новое». И даже на территории фуд-корта, несмотря на действующие ограничения, столики заняты не на 50%, а на все 100%.
Согласно данным компании Watcom Group, посещаемость ТРЦ в начале марта оказалась лучше, чем в первые девять недель 2021 года. Народ потянулся в магазины, особенно в период череды гендерных праздников. Однако специалисты уточняют: в целом трафик в петербургских торговых центрах все-таки на 25% ниже, чем до кризиса. А рост числа покупателей парадоксальным образом почти не приводит к росту продаж – люди начали экономить. А впереди весна и сезон шашлыков, который традиционно уведет народ на природу.
К тому же растущим трафиком могут похвастать не все ТРЦ. Все более-менее хорошо в центре города, а в «спальных» районах дела идут по-прежнему не очень, особенно если говорить о комплексах не самых современных форматов.
«На мой взгляд, многие торговые центры не только уродуют город своими безвкусными коробками, но и уничтожают малый бизнес, которому не нужны такие площади по неадекватным арендным ставкам, – считает владелец торговой точки в одном из ТЦ на севере города Максим Жарков. – Покупатель заходит в центр и попадает в унылый коридор одинакового набора глобальных брендов. В результате у людей нет ни интереса, ни стимула посещать такие торговые пространства».
Действительно, многие торговые комплексы были построены более десяти лет назад, их концепции и модель ведения бизнеса устарели.
«В основном вещи я покупаю через Интернет, а в торговых центрах – только в сезон распродаж, – рассказывает студентка петербургского вуза Алина Егорова. – Зато эти торговые пространства идеально подходят для прогулок и встреч с подружками. Поэтому мне интересны центры, в которых проводятся мероприятия для посетителей, есть кафе, каток, кинотеатр, зоны для фотосессий».
«Мы ходим в ТЦ, в которых работает детский клуб, где проводятся различные тематические мастер-классы, спектакли, анимационные шоу», – соглашается петербурженка Марина Семенова.
С проблемой формата сталкивается даже такое историческое место, как «Гостиный двор», к которому жители Северной столицы почти потеряли интерес – здесь все уже давно ориентировано на иностранных туристов. Однако есть надежда, что ситуация в перспективе изменится в лучшую сторону. Так, предполагается, что в универмаге на площади 1800 кв. м появится современный гастрономический проект с летними верандами во внутреннем дворе и столиками на открытом воздухе на террасе второго этажа.
Обиженные и обделенные
В период пандемии самыми уязвимыми направлениями стали заведения общепита и кинотеатры. Фуд-корты открыли лишь с 12 февраля, да и то при условии соблюдения стандарта безопасности и обслуживания не более половины столов. При этом ряды ресторанных двориков поредели: каждая пятая точка общепита пандемию не пережила. И, по прогнозам игроков рынка, закрытия будут продолжаться. За время простоя одни заведения разорились, а владельцы других посчитали, что реанимировать бизнес при 50%-ной рассадке клиентов нецелесообразно. Где-то возникли проблемы с набором персонала, который во время «каникул» пришлось увольнять. Новые сотрудники в фуд-корты идут неохотно.
«Я боюсь устраиваться на работу в фуд-корт, так как этот формат сейчас работает нестабильно, – делится опасениями официантка Нелли Абакумова. – Лучше я пойду работать в обычный ресторан, который если и закроют в случае какой-нибудь очередной волны коронавируса, то останется надежда, что его летние веранды будут работать».
Кроме того, практически все представители общепита говорят о подорожании продуктов. При этом платежеспособность клиентов, мягко говоря, не растет. В результате нынешние продажи фуд-кортов на 30 – 40% ниже уровня 2019 года.
Конечно, вакантные места со временем будут занимать. Однако новые игроки подтянутся ближе к осени, когда испортится погода и люди будут стараться проводить время в закрытых помещениях, а коронавирус, хочется верить, будет почти побежден.
Кстати, собственники ТРЦ и предприятий общепита выступают за то, чтобы уже сейчас снять ограничения на заполнение фуд-кортов. Представители петербургского отделения «Деловой России» 10 марта обратились к руководству Роспотребнадзора с просьбой разрешить с 1 апреля работу фуд-кортов в полном объеме. При этом используют хитрый медицинский аргумент: ресторанные дворики всегда были магнитами, привлекающими посетителей. А поскольку сейчас в ТРЦ размещают прививочные центры, то рестораны, получается, как бы даже помогают бороться с вирусом, стимулируя вакцинацию.
Не легче и прописанным в ТРЦ кинотеатрам, которые пока не могут собрать достаточное количество зрителей. Одна из популярных сетей даже решила впустить в свои залы влюбленных – владельцы кинозалов предлагают их аренду для романтических свиданий с возможностью сделать предложение на большом экране. Также есть идея привлекать геймеров, желающих смотреть игры на больших экранах опустевших залов. Что ж, может быть, некоторые кинотеатры со временем превратятся в своеобразные игровые центры? Почему бы и нет – киберспорт в последние годы стремительно набирает популярность, чего не скажешь о кино.
Одежки подорожают
На фоне адаптации к новым реалиям продолжается вечный спор между владельцами ТРЦ и арендаторами на тему, кто кому должен. Первые шлют жалобы в Минпромторг о том, что ретейлеры занижают выручку офлайн-магазина и недоплачивают НДС, списывая часть прибыли на продажи в онлайне. В результате ретейлеры меньше платят за аренду, поскольку этот платеж зависит от объема реализации. Члены Российского совета торговых центров даже выступили с предложением обязать ретейлеров указывать в кассовых чеках адрес отгрузки товара, для чего необходимо внести изменения в закон о контрольно-кассовой технике.
А пока ТРЦ выясняют отношения с арендаторами, их посетители плавно перетекают в аутлеты, где можно найти широкий ассортимент товаров по сниженным ценам. Видимо, этот тренд сохранится, поскольку все идет к тому, что цены на одежду заметно подрастут.
Причина не только в обычной инфляции, но и в сырье – в нынешнем году уже на 30 – 35% подорожал хлопок. Автоматически поднялись цены на трикотажное полотно и другие текстильные материалы. На эти слухи обратили внимание специалисты Минпромторга и отметили, что состав продаваемой ретейлерами одежды совсем не 100%-ный хлопок. В тканях, из которых она изготовлена, хлопок используется в сочетании с вискозой и синтетическими нитями, а также иными прядильными культурами. Поэтому делать однозначные выводы о зеркальном удорожании всей одежды на треть в связи с удорожанием хлопка некорректно. К тому же в стоимости готовой одежды доля ткани составляет около 20%. И все-таки подорожание одежды на 5 – 6% вполне вероятно.
Отчаянные арендаторы
В числе активных арендаторов торговых центров выступают магазины детских и спортивных товаров, магазины парфюмерии и косметики, а также магазины электроники и бытовой техники.
К примеру, в последнее время значительно увеличила число торговых точек федеральная сеть off-price магазинов Familia.
«Сейчас мы наблюдаем тенденцию ротации арендаторов во многих торговых центрах, связанную с тем, что освобождаются площади, ранее занимаемые небольшими несетевыми ретейлерами, – отмечает гендиректор этой сети Светлана Можаева. – Мы видим в этом возможности для собственного развития, оптимизации затрат на аренду, логистику, маркетинг».
В ближайшее время в центре Петербурга откроется второй магазин екатеринбургской косметической сети «Золотое яблоко», что вряд ли порадует традиционных лидеров этого сегмента «Л,Этуаль», «Рив Гош» и Sephora.
Значимым событием в сегменте электроники в этом году стало открытие в торговых центрах города первых магазинов федеральных сетей «Премьер Техно» и «Технопарк». По итогам прошлого года розничная сеть «М. Видео» (группа «М. Видео-Эльдорадо») в Петербурге и Ленобласти занимала 13 – 14% рынка, а DNS 21 – 23%. Теперь им, возможно, придется потесниться.
Плюс четыре
Согласно прогнозам аналитиков международной консалтинговой компании Knight Frank, вакантность в качественных торговых центрах Северной столицы в 2021 году может вырасти до 7 – 8%. При этом в городе на Неве в этом году ожидается открытие четырех новых торговых центров. К открытию заявлены ТРК «Спутник»,
ТК «Солнечный город», вторая очередь Fashion House Outlet и четвертая очередь ТРК «Заневский каскад». Суммарная площадь новых объектов составит 42,5 тыс. кв. метров. Всего рынок Петербурга в 2021 году, согласно анонсируемым планам, пополнится на 77,6 тыс. кв. м, что на четверть ниже показателя прошлого года.
Напомним, что в прошлом году в городе открылись три торговых центра суммарной площадью 127 тысяч кв. метров. Это мебельный центр «Кубатура», третья очередь «Outlet Village Пулково» и ТРЦ Green Park. На сегодняшний день обеспеченность жителей Северной столицы качественными торговыми площадями достигла 596 кв. м на тысячу человек против 574 кв. м годом ранее. Так что падение посещаемости отчасти связано и с тем, что торговых комплексов просто стало больше.
По прогнозам экспертов, нового витка падения удастся избежать только в одном случае – если не будет новых ограничительных мер. А полного восстановления рынка ждут в отдаленном светлом будущем – не ранее второго полугодия 2023 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (6891) от 29.03.2021 под заголовком «Коммерсанты не сдаются».
Комментарии