Инфляция в России продолжает снижаться

Статистика в России в последнее время дает разнонаправленные сигналы. С одной стороны, макроэкономические показатели говорят о том, что ситуация остается непростой. С другой — инфляция продолжает снижаться, а реальные зарплаты идут в плюс, то есть люди живут все лучше.

Инфляция в России продолжает снижаться | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Вообще‑то в последние годы мы привыкли к прямо противоположной картине: в макроэкономике все было стабильно, а реальные доходы снижались. Что мы видим теперь? По данным Росстата, в феврале реальные (с учетом инфляции) зарплаты выросли по стране в целом на 2 %, в Петербурге на 3,1, а в Ленобласти — на 3,8 %. Рост номинальных зарплат и вовсе составил 13 – 14 %, что очень существенно.

При этом с началом весны годовая инфляция резко пошла вниз. По итогам апреля годовая инфляция в Петербурге снизилась до 2,5 %, а по России в целом — до 2,3 %. Реальные зарплаты в марте-апреле еще не подсчитаны, но, по всей видимости, их рост составит уже не 2 – 3 %, а в районе 10 %. Трудно даже вспомнить, когда такое было! Напомню, что год назад нам обещали по этому показателю не плюс, а минус 10 %.

Конечно, по году в целом мы вряд ли увидим такой мощный рост зарплат. Да и цены все‑таки могут пойти вверх — во всяком случае именно таковы прогнозы Центробанка. Тем не менее текущая тенденция столь необычна, что требует пояснений.

С зарплатами все более-менее понятно: в стране наблюдается серьезный кадровый голод. Например, согласно опросу Института экономической политики им. Гайдара, 35 % промышленных предприятий отмечают дефицит рабочих. Это рекордный показатель аж с 1996 года. Если кадров не хватает, то работодатели вынуждены за них жестко конкурировать и повышать зарплаты.

Удивительно другое: повышение зарплат, которое уже давно предсказывали аналитики Центробанка, должно было стать одним из главных факторов, разгоняющих инфляцию. Вместо этого цены, как видим, пока продолжают стоять на месте. В чем же дело?

Одна из причин — в том, что люди пока придерживаются сберегательной модели поведения, то есть склонны скорее копить деньги, чем их тратить. Недавно мы писали о том, что граждане начинают уходить от этой линии, но пока делают это медленно. Это видно прежде всего по статистике розничных продаж, которые в марте перестали снижаться, но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года все еще показывают солидный минус.

Есть и еще одна причина — импортозамещение. Судя по всему, именно оно в немало степени приводит к снижению цен. Так, по итогам марта индекс цен производителей промышленных товаров составил 89,3 %, то есть за год эти цены снизились на 10,7 %. Еще раз: отпускные цены производителей в среднем за год не выросли, а упали на 10 %! Чудеса, да и только! Мы же привыкли, что цены на все только растут.

Но логика в таком снижении есть. Допустим, раньше некий товар шел из Европы по соответствующей высокой цене, а теперь он производится в России — и стоит дешевле. Или раньше он производился у нас, но с европейскими комплектующими, а теперь эти комплектующие импортозаместили — тоже налицо снижение себестоимости.

По идее, в скором времени цены производителей могут откорректироваться в сторону увеличения. Но пока именно они сдерживают потребительские цены, чему большинство граждан могут только радоваться.

В целом же экономическая ситуация все еще выглядит неоднозначной, хотя в марте наметились признаки улучшения. Большинство показателей демонстрируют небольшой рост в годовом выражении. Так, выпуск товаров и услуг вырос по сравнению с мартом 2022 года на 1 %, промышленное производство на 1,2, сельское хозяйство на 3,3, объем платных услуг населению на 4,2 %. Правда, несколько просел грузооборот транспорта (на 3,6 %).

Что до Петербурга, то здесь особенно впечатляет рост промышленного производства (на 8,6 %). Правда, здесь нужно учитывать, что в эту статистику заложена в том числе работа оборонки, бурный рост которой в нынешних условиях очевиден.

Вместе с тем ряд показателей выглядит существенно скромнее. Так, оборот организаций в действующих ценах в Петербурге снизился сразу на 16,1 %, а в Ленобласти — на 12,2 %. Отметим и резкое сокращение оптовой торговли — на 23 % в области и сразу на 39,5 % в городе. Понятно, что сказывается эффект высокой базы (в марте прошлого года компании пытались создавать максимальные запасы), но все равно такое падение вызывает вопросы.

И напоследок о бюджете, который в последнее время перестал быть экономической проблемой номер один. Дефицит сохраняется, но перестал расти, стабилизировавшись в районе трех триллионов рублей с начала года, что можно назвать вполне допустимым уровнем. В этих условиях и курс доллара балансирует вокруг отметки 80 рублей. Судя по всему, это новая точка равновесия, которая и позволяет стабилизировать бюджет.

#инфляция #зарплаты #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7420) от 23.05.2023 под заголовком «Инфляция снижается, зарплаты растут».


Комментарии