Эксперты: Рывок на рынке ГМТ в России возможен при определенных условиях
Рынок газомоторного топлива (ГМТ) в России должен расти небывалыми темпами. Иначе не выйти на показатели, предусмотренные в концепции федеральной программы, которые кажутся сегодня фантастическими. Возможен ли такой рывок? Да, если правительство РФ будет активнее субсидировать затраты по переводу автотранспорта на метан и подтолкнет регионы к решительным шагам в этом направлении, считают эксперты.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Объем потребления компримированного (сжатого) природного газа в России растет ежегодно на 8 - 10% и достиг 702 млн кубометров. Но автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) пока мало - 419 (львиная доля из них принадлежит «Газпрому»), находятся они далеко друг от друга. И загрузка их остается крайне низкой, 28% в среднем, поскольку парк машин, использующих ГМТ, остается небольшим.
Страну, лидирующую по добыче газа, такие показатели, прямо скажем, не очень-то украшают. Конечно, с 2013-го, когда эта работа в России развернулась фактически с нулевой точки, многое сделано. Но и бодрых заверений о том, что скоро все кардинально изменится, с высоких трибун тоже звучало немало.
Только на этот раз подобные обещания были восприняты, похоже, без особого скепсиса. За решение вопросов, носящих межведомственный характер, теперь отвечает единый управляющий штаб, Минэнерго РФ. А в концепции программы развития рынка ГМТ, подготовленной этим министерством и представленной на рассмотрение правительства РФ, впервые прописаны внятные «долгоиграющие» меры по достижению амбициозных планов.
А именно: к 2030 г. объем потребления этого экологически чистого топлива должен вырасти до 11 млрд кубометров в год. В России появится 2400 газовых заправок (не считая сети из 200 крио-АЗС, обеспечивающих сжиженный газ) и около 700 тыс. машин, которые будут там обслуживаться. К тому времени каждый крупный город страны, пользуясь налоговыми преференциями, будет реализовывать свою региональную программу строительства АГНКС.
Уже в нынешнем году на развитие рынка ГМТ из федерального бюджета намечено выделить 4 млрд рублей. Эти средства пойдут на субсидирование затрат, связанных с сооружением таких станций, в том числе на ключевых федеральных трассах, а также на производство необходимого «железа». Наконец, потребуется переоборудовать автомобили прежних марок для работы на метане.
Такое оборудование, правда, стоит пока слишком дорого, а цена технологического подключения газовых заправок к энергосетям и инженерным коммуникациям, как правило, высока. При этом работа по выделению земельных участков, пригодных для строительства объектов (к ним предъявляют высокие требования по безопасности), оставляет желать лучшего.
Поэтому в каждом регионе должны появиться не просто программы перевода машин на ГМТ, но и схемы размещения таких станций на участках земли, выделяемых под их строительство. Это первое, что нужно сделать, считают эксперты Национальной газомоторной ассоциации, объединяющей более 60 участников рынка. А субсидии, выделяемые из федерального бюджета под эту программу, должны вырасти, по мнению специалистов, до 70%. Как и уровень локализации основного оборудования. В рамках поддержки газомоторного рынка правительство собирается обязать все госкомпании активно переводить свой автопарк на ГМТ. А главный поставщик этого топлива, «Газпром», уже снабдил газом 7,5 тыс. своих автомобилей - то есть около 40% корпоративного парка.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043 (6396) от 11.03.2019 под заголовком «Газовый штаб раскрыл секреты».
Комментарии