Фарма ищет бренды. Эта отрасль в Петербурге активно развивается

Волна западных санкций выявила многие проблемы импортозамещения, и на этом фоне нередко говорят о том, что российская промышленность оказалась неконкурентоспособной. Однако практика доказывает другое. Например, фарминдустрия в России, и особенно в Северной столице, развивается достаточно активно — хотя, конечно, и не позволяет полностью избавиться от зарубежных препаратов.

Фарма ищет бренды. Эта отрасль в Петербурге активно развивается | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Современнее Европы?

Так, по словам первого замминистра здравоохранения Виктора Фисенко, 80 % лекарств из перечня жизненно важных препаратов отечественная фармацевтическая промышленность имеет возможность производить самостоятельно. Конечно, 80 % это не 100, но председатель профильного подкомитета Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров уточнил: «Тема импортонезависимости и безопасности, особенно в фармацевтической отрасли, сегодня актуальна как никогда. Тем не менее ни одна страна в мире не сможет заместить все препараты, и у России нет задачи импортозаместить 100 % медицинской продукции».

Все логично: в некоторых случаях при организации новых производств продукция окажется в разы дороже импортных аналогов. Разумнее определить критические технологии, просчитав, что действительно необходимо заместить и насколько это эффективно в долгосрочном периоде.

При этом по большинству позиций ­отечественная фарминдустрия оказывается вполне конкурентоспособной. Это отметили и участники панельной сессии в рамках проекта «Дискуссионный клуб журналистов — ДК «Нев­ский, 70».

«Ведущие отрасли Северной столицы, которые традиционно показывают хорошие результаты, — это судостроение, машиностроение, радиоэлектроника, пищевая промышленность. Однако последние годы в регионе активно развивается и фармацевтический кластер», — констатировал зампред городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Алексей Яковлев.

«После того как в 1990‑х годах практически все фармкомбинаты в стране были разрушены, отрасль пришлось отстраивать заново, — напомнил гендиректор научно-технической фирмы «Полисан» Дмитрий Борисов. — Благодаря госпрограмме «Фарма 2020» с 2000-х годов фармацевтические предприятия в нашей стране начали расти как грибы. Причем это были современные предприятия, которые строились по международным стандартам, в них вкладывали большие средства. В этот период прошла волна локализации иностранных предприятий. В результате на сегодняшний день фармпромышленность в стране и Петербурге находится на очень высоком современном уровне, а по некоторым технологическим параметрам превосходит многие европейские заводы, работающие по 80 и более лет. Неспроста во время пандемии в Петербурге в максимально короткие сроки было налажено производство вакцины от коронавируса на трех предприятиях».

Российское вместо китайского

Безусловно, не все идеально — отрасль вынуждена преодолевать возникающие проблемы. Не секрет, что во время пандемии фармакология столкнулась с очень серьезной ­проблемой — нехваткой сырья. Без активных фармацевтических субстанций для производства препаратов наши самые современные фабрики превращаются в бесполезные здания с красивым оборудованием.

«Дело в том, что абсолютный монополист в экспорте такого сырья Китай, который в 2020 году пол­ностью прекратил внешнюю торговлю, сосредоточившись на внутреннем рынке, — объяснил Дмитрий Борисов. — Тогда весь мир почувствовал зависимость, и большинство стран, в том числе и Россия, сделали ставку на развитие собственной сырьевой независимости и начали вкладывать огромные инвестиции во внут­реннее обеспечение фармсырьем. Наша страна в данной сфере только в начале пути, но развитие идет стремительно. В Петербурге уже есть предприятия по производству фармсубстанций. У нашей компании есть дочернее предприятие в Белгороде — завод по производству фармацевтических субстанций».

Что касается разработок, то российских компаний, которые ими занимаются, немного, но они есть. Тот же «Полисан» в этом году выпускает препарат собственной разработки, на подходе — еще два препарата. Показательно, что они ориентированы не только на российский рынок. Их будут предлагать и на внешние рынки (Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, ЕврАзЭС, СНГ). К слову, у компании есть офис во Вьетнаме. Кроме того, в этом году она получила удостоверение о регистрации в Малайзии и Индонезии.

Хорошая новость для фармы Северной столицы — новая возможность заключения между городом и производителями лекарств офсетных контрактов (своеобразный формат госзакупок по фиксированным ценам в обмен на инвестиции). В рамках такого договора инвестор обязуется создать в городе производство, а власти взамен гарантируют ему госзакупки товаров, произведенных на предприятии, в течение нескольких лет. В гарантированные госзакупки первого офсетного договора планируется включить препараты для лечения нервной системы, пищеварительного тракта и обмена веществ, противоопухолевые препараты, а также иммуномодуляторы.

Стереотипы стоматологов

Одно из важнейших и болезненных направлений фарминдустрии — препараты, компоненты, инструменты и оборудование для стоматологии.

«В последнее время стала появляться некорректная информация о якобы критическом повышении цен на стоматологические услуги по причине того, что 90 % стоматологи­ческих материалов и препаратов, которые используются в нашей стране, импортного производства, — обратил внимание президент общероссийской общественной организации «Общество врачей России», внештатный специалист-стоматолог Мин­здрава РФ Олег Янушевич. — Действительно, общий объем рынка стоматологических материалов в России составляет 100 млрд рублей, доля ­отечественных среди них не превышает 10 %. Но в данном случае имеются в виду не материалы, которые производятся в стране, а материалы, востребованные стоматологами. Полное отсутствие отечественных аналогов отмечается лишь по 89 позициям. При этом в России есть производство стоматологических препаратов и инструментов. Возможно, это кого‑то удивит, но импортозамещение в отечественной стоматологической индустрии производится с 90‑х годов прошлого века».

Эксперт привел пример, что еще в 2010 году в Белгороде было организовано производство отечественного наноструктурного титана для производства зубных имплантов, который по многим качествам превосходит зарубежный. С конца 1990‑х годов в России производят импланты «Конмет», которые являются альтернативой известным швейцарским брендам. Мало кто знает, что в городе на Неве есть завод по производству циркониевых заготовок для зубных имплантов «Циркон Керамика». По данным сервиса kartoteka.ru, ООО «Циркон Керамика» зарегистрировано на Кубинской улице и принадлежит в разных долях трем владельцам.

«Безусловно, есть в отечественной индустрии и проблемы, но не с качест­вом, а с уровнем, — уточнил Янушевич. — В первую очередь это касается сложного оборудования, рентгеновских аппаратов, пломбировочных материалов. Сырье, в том числе и для пломбировочных материалов, тоже приходится закупать за рубежом. Но это не значит, что через 5 – 7 лет в России не создадут собственное оборудование, которое будет лучше импортного».

Как бы то ни было, пока реальность такова, что большинство потребителей и медиков предпочитают работать с импортными препаратами и материалами (не только в стоматологии), потому что в нашей стране сложился четкий стереотип: если что‑то сделано за рубежом, значит, это однозначно лучше.

Доверие к своему

Почему же большинство россиян ориентируются на импортные лекарства? Во многом потому, что их долгое время к этому приучали не в пример зарубежным рынкам. Там в отличие от России очень ревностно относятся к «заморским» игрокам, устанавливая для них серьезные барьеры.

«В аптечных магазинах Австралии доля локального продукта составляет 70 %, иностранной продукции отдано всего 30 %. Есть рынки, где действует приоритетная рекомендация локального продукта, — поделилась на ПМЭФ-2022 наблюдением председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталия Прокопьева. — Российский же рынок открыт для всех. При этом в России мало брендов, особенно корпоративных (как правило, брендируют только товарные группы или товар). На примере нашей компании отмечу, что бренд корпорации — это то, что необходимо для продвижения продукции и завоевания доверия конечного потребителя. Именно бренд корпорации помогает нам в продвижении дженериков. Другое дело, что бренды быстро не рождаются, на это необходимы время и инвестиции».

Понятно, что сильных брендов без соответствующего качества продукции быть не может, но здесь участники отрасли проблем не видят. «С точки зрения качества разницы между импортным и российским продуктами нет, — считает Наталия Прокопьева. На протяжении тридцати лет отечественная фарма была вписана в мировую глобальную кооперацию. Мы многому научились и ничем не отличаемся от западных производителей. Мы закупаем сырье у тех же международных поставщиков. И стандарт GMP, по которому мы работаем, единый для всех заводов в мире».

Получается, что сегодня стандарты качества глобальные — у них нет родины. Что касается доверия россиян к отечественным препаратам, то сейчас завоевать его проще, чем несколько лет назад.

Как отметил директор по работе с органами государственной власти Всероссийского центра изучения общественного мнения Кирилл Родин, на сегодняшний день россияне стали больше доверять ­отечественной продукции в целом. Так, они в подавляющем большинстве полагают, что российские производители скорее смогут заменить зарубежные фирмы в сегментах производства продуктов питания (94 %), предметов гигиены (91 %), бытовой химии (90 %).

В успехи импортозамещения в производстве медикаментов и лекарств веры у людей меньше (69 %), но и это не так плохо. Более половины граждан считают, что отечественные производители скорее смогут замес­тить также иностранное медицинское оборудование (55 %). Но главное, что в случае выбора продуктов российского и зарубежного производства при условии равной цены граждане все‑таки чаще ориентированы на выбор отечественного продукта (67 %). Вполне возможно поднять этот процент еще выше, но главное, чтобы приоритет продукции российской фармы отдавали не только простые потребители, но в первую очередь врачи и фармацевты.

#импортозамещение #фармацевтика #промышленность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7257) от 19.09.2022 под заголовком «Фарма ищет бренды».


Комментарии