Драгоценные осколки. Как Петербург стал одной из крупнейших площадок по производству фарфора
Последние несколько лет российская фарфоровая отрасль переживает сложный период, демонстрируя спад производства. И если во времена СССР в нашей стране существовало почти 60 фарфоровых заводов, а в 1990-е - только 24 завода, то сейчас на всю страну в этой сфере осталось менее десяти крупных производственных площадок. Одна из них расположена в Петербурге.
Гжель - это не только давняя традиция керамического производства, не только действующая фабрика, но и школа народных ремесел. ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС
Выжившие мануфактуры
Наладить с нуля, как и содержать на самоокупаемости уже действующее фарфоровое производство, в наши дни сложно как технологически, так и экономически. Неспроста многие современные западные фарфоровые фабрики в целях повышения рентабельности уже давно перенесли свои производственные площадки в страны Юго-Восточной Азии, в Монголию, Тунис. В результате на мировом рынке классические фарфоровые артели можно пересчитать по пальцам. Так, в Германии сохранилась мануфактура «Мейсен», во Франции - Севрская фарфоровая мануфактура, в Венгрии - мануфактура «Херенд». Правда, удалось им это благодаря поддержке, которую оказывает государство.
Одна из основных причин кризиса в фарфоровой отрасли на мировом рынке в том, что его занял дешевый китайский товар. Ведущие производители признают, что конкурировать со страной, которая является родиной фарфора, практически невозможно. Естественно, что эта проблема сказывается и на отечественном рынке. Так, по данным исследований компании Alto Consulting Group, в 2017 году в России было произведено 8837,8 тыс. изделий из фарфора, что на 43,1% ниже объема производства предыдущего года. Производство изделий из фарфора в декабре 2018 года уменьшилось на 4,4% к уровню декабря 2017-го и составило 866,2 тыс. изделий.
Такие результаты легко объяснить. Большинство российских фабрик до сих пор работают на оборудовании, оставшемся еще с советских времен. Несмотря на дешевую рабочую силу, квалифицированных специалистов в фарфоровой отрасли не хватает. Хромает и дизайн, который в условиях перенасыщенного рынка должен играть ведущую роль. Однако предприятия используют похожие формы и декоры, которые порой сложно отличать не только друг от друга, но и от китайских изделий, являющихся копиями популярных моделей.
По мнению экспертов, все шансы занять выигрышную позицию на мировом рынке у российского фарфора есть. Речь идет о «фарфоровых героях», которые, несмотря на сложные экономические условия, смогли не только выжить, но и проводят серьезную работу, чтобы уверенно занимать свою нишу. Они модернизируют производственные мощности, внедряют новые технологии, экспериментируют с дизайном и активно продвигают свою продукцию.
Прежде всего это Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) в Петербурге. Кроме него в этот список входят фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», «Дулевский фарфор», Гжельский фарфоровый завод (ГФЗ), «Башкирский фарфор», «Кисловодский фарфор - Феникс».
История с продолжением
Лидером производства изделий из фарфора от общего произведенного объема по-прежнему является Центральный федеральный округ. К примеру, по итогам 2018 года Гжельский фарфоровый завод отгрузил товаров собственного производства более чем на 108 млн рублей, что на 11% выше уровня предыдущего периода. При этом годовой объем производства вырос на 5%.
Оптимистичные показатели и у петербургского ИФЗ. Согласно опубликованной отчетности, в первом квартале 2019 года выручка этого предприятия составила 494,5 млн рублей, что на 4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам 2018 года чистая прибыль завода составила 103 миллиона рублей (снижение за год на 8%).
Годовым собранием акционеров ИФЗ, которое состоялось в мае этого года, было принято решение направить полученную в прошлом году прибыль не на выплату дивидендов, а на реализацию инвестиционной программы по развитию предприятия (более 60 млн рублей). Стоит отметить, что недавно на предприятии завершился проект по монтажу очистных сооружений завода. Был проведен ремонт массозаготовительного цеха, сейчас завершается его модернизация. Обновлены цеха механизированной и ручной росписи. Завод приобрел глазуровочные машины. В ближайшей перспективе планируются модернизация участка обжига и приобретение современных газовых печей.
Кстати, сейчас в Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка Императорского фарфорового завода «История с продолжением», приуроченная к 275-летию предприятия, где отдельный выставочный зал посвящен как раз современной деятельности предприятия, инновациям, которые происходят в отрасли, и ее будущим перспективам.
«Мы создаем произведения искусства, но в то же время наш завод - это полноценное промышленное предприятие, поэтому нам очень важно показать не только свою историю, но и нынешнюю продукцию, то, чем живет и как развивается завод сегодня, - подчеркнула генеральный директор ИФЗ Татьяна Тылевич. - В отличие от многих западных фабрик, которые отказались от содержания постоянных художников и дизайнеров, с которыми сотрудничают по договору подряда, у нас в штате есть более двадцати художников. Постоянный творческий коллектив для мировой художественной промышленности в XXI веке - уникальное явление».
3D-помощники
Чтобы быть, как теперь говорят, в тренде, специалисты ведущих предприятий стараются не отставать от прогресса, экспериментируя с 3D-технологиями, используя для создания изделий новые составы.
«Компьютерные технологии нам очень помогают в оптимизации производства, - считает главный художник петербургского предприятия Нелли Петрова. - К примеру, при создании нового изделия особенно длительное время занимает его разработка. Сначала на бумаге создается рисунок, затем изделие изготавливается в единичном экземпляре. Раньше этот трудоемкий путь проходили все отобранные рисунки. Сегодня 3D-технологии не только ускоряют этот процесс, но и вовремя отсеивают рисунки, которые в перспективе не легли бы на объемную модель. Что же касается новых материалов, то фарфор - это классика, это как драгоценный металл, ценность которого в его чистоте. Новые материалы, специальные добавки в основном востребованы в лепке цветов, которыми сейчас занимаются многие, но это совсем другая история».
Еще одна особенность ИФЗ: составляющие сырье компоненты смешиваются непосредственно на предприятии, в результате чего получаются заготовки по авторским рецептурам. А само сырье на заводе используется преимущественно отечественное - с Урала. Есть и импортные поставки, например из Англии.
Рассматривая изделия в выставочных витринах, я не удержалась и попросила прокомментировать Татьяну Александровну недавно распространившиеся в прессе слухи о том, что якобы некоторые изделия завода выпускаются на производственных мощностях в Китае. Все изделия ИФЗ, представленные в розничной сети, сделаны на заводе в Петербурге, который активно наращивает мощности. Так, на заводе трудятся 1200 человек, из которых 900 - рабочие.
Не духом единым
Кроме лидера фарфоровой промышленности в северной столице вот уже более тридцати лет работает небольшое предприятие полного цикла «Центр возрождения традиционных ремесел «Скудельник». Ассортиментный портфель фабрики - посуда и художественный фарфор: сувениры к Пасхе и Рождеству, изделия церковного обихода.
Чтобы добиться сложных орнаментов, художники предприятия используют специальную технологию с применением пигментов, оксидов, солей драгоценных металлов и золотосодержащих препаратов, которые проходят несколько высокотемпературных обжигов, так создаются сложные цветочные и орнаментальные композиции, не уступающие по уровню исполнения лучшим образцам русской и европейской фарфоровой живописи прошлых столетий.
Руководитель фабрики Надежда Бармина неоднократно поднимала вопрос о сложных условиях, в которых вынуждены существовать подобные предприятия. Кроме проблем, связанных с неподъемным налоговым бременем и дороговизной аренды производственных площадей, особенно острой для гончарных производств классического образца, речь шла о дефиците потребительской культуры современников, которые не имеют даже приблизительных представлений о том, чем настоящий фарфор традиционного изготовления отличается от массовой китайской подделки.
Читайте также о том, что производству Петербурга не хватает грамотных специалистов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6453) от 05.06.2019 под заголовком «Драгоценные осколки фарфорового рынка».
Комментарии