Долгая дорога к подиуму. В Петербурге создали кластер модной индустрии

В обеих российских столицах практически одновременно произошло рождение кластеров модной индустрии и легкой промышленности. В Петербурге подписание соглашения о создании такого кластера состоялось в феврале на площадке Центра кластерного развития. В марте в Едином центре развития и поддержки предпринимательства (ЕЦП) в рамках проекта «Санкт-Петербург - международный центр индустрии мод» новая структура начала свою деятельность уже не на бумаге, а в реальной жизни.

Долгая дорога к подиуму. В Петербурге создали кластер модной индустрии | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Кластер для технопарка

Чтобы дать импульс развития новорожденной структуре, на добровольной основе была создана инициативная группа, которая на начальном этапе будет безвозмездно представлять интересы первого петербургского кластера легкой промышленности и моды. Логическим завершением сегодняшних проектов должно стать создание в Петербурге технопарка легпрома. Это в свою очередь сократит затраты предпринимателей на оплату производственных площадей, строительство которых отдельно взятыми игроками рынка - дело очень дорогое.

«Основная задача инициативной группы - формирование постоянной управляющей компании, - говорит заместитель директора ЕЦП Лина Боголюбова. - В перспективе эта компания будет представлять кластер в государственных структурах на внутреннем и внешнем рынках. Кластер, как официально оформленная юридическая организация, дает возможность эффективно развиваться входящим в него компаниям. Члены кластера получают право участвовать в госпрограммах поддержки бизнеса, большинство из которых ориентированы на кластеры, так как государство, как и большинство инвесторов, не готово общаться по отдельности с каждой компанией, тем более из сегмента малого бизнеса».

Параллельно с событиями, происходящими в Петербурге, в Москве в рамках «круглого стола» на «Легпромфоруме-2019» был презентован столичный кластер fashion-индустрии, который поспешили назвать «первым в России». По словам одной из участниц мероприятия, руководителя московского технопарка «Калибр» Кристины Зарубиной, технопарк может предложить своим резидентам всю необходимую инфраструктуру для организации производства, реализации проектов и идей, помощь в получении доступных только резидентам субсидий московского правительства и многое другое.

Президент отраслевой организации «Союзлегпром» Андрей Разбродин подчеркнул, что сегодня в столице нет единой fashion-среды, однако в России есть ряд фирм, которые могли бы стать индустриальной основой модного кластера. Но вряд ли имеет смысл определять, чей кластер «первее» - московский или петербургский.

Мировое начинание

«Кластерное движение - это не очередное веяние моды, оно известно мировой экономике уже давно, а страны, которые приняли кластерную политику в легкой промышленности и fashion-индустрии, стали флагманами рынка, - объясняет главный специалист отдела развития индустрии моды и легкой промышленности ЕЦП Константин Прокопеня. - Аналогом кластеров можно назвать профсоюзы. Это добровольное объединение, которое ни в коем случае нельзя путать с модной тусовкой, поскольку это серьезный совместный бизнес».

Стоит отметить, что «лед» петербургской индустрии моды тронулся благодаря энтузиазму одной из представительниц петербургского рынка модной индустрии основательницы бренда одежды Camille Cassard Татьяны Герекли и ее коллег.

В целом, по мнению Герекли, петербургская легкая промышленность и ее важнейшая часть - индустрия моды - развивается по принципу экономической парадигмы «летящих гусей», которая была разработана в конце 1930-х годов японским ученым Акамацу. Суть ее состоит из трех фаз. Сначала продукция поступает в экономику через импорт от зарубежных производителей. Затем для удовлетворения растущего национального спроса открываются новые местные производства. И на третьем этапе излишки продукции экспортируются на новые зарубежные рынки.

Акамацу показал, что последовательное появление импорта, местного производства и экспорта графически напоминают формирование стаи диких гусей. Такие модели особенно наглядно проявляются именно в текстильной и швейной промышленности.

Наши «гуси» прилетели

«Надо четко понимать, что мы будем развивать вертикальный или процессный кластер, который объединит производство, брендинг, ретейл. А деятельность компаний будет ориентирована на выпуск и реализацию конкурентного продукта, - подчеркивает Татьяна Герекли. - Горизонтальный кластер, характерный для азиатских стран, в России невозможен. С этой точки зрения мы никогда не сможем победить ни Китай, ни Бангладеш, ни Индию, так как у нас очень дорогая энергия.

Зато Петербургу сам бог велел делать ставку на интеллект. Конечно, многие могут сказать, что наше слабое место - отсутствие сырьевого производства, возможность развития которого мы упустили в 1990-е годы. Но сырьевая составляющая в нынешние времена глобализации не так важна. Более того, сырье в текстильном продукте составляет всего 30%».

По мере развития кластер будет расширяться, в него смогут войти все заинтересованные отраслевые предприятия.

Что же касается первых «гусей», возглавивших «стаю», то ими стали такие петербургские компании, как «Рапира», модный дом «Янис Чамалиди», СПб РО «Деловая Россия», «Таис», модный дом Glance, представители СПб ООО МиСП «Опора России», «Шаполе», «Герда», «Эколайф», «Вера».

До 10 апреля инициативная группа петербургского кластера легкой промышленности и индустрии моды посетит Центр кластерного развития Петербурга и определит формат и методику работы будущей управляющей компании.

#мода #легкая промышленность #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (6416) от 08.04.2019 под заголовком «Долгая дорога к подиуму».


Комментарии