Деловых недосчитались. Когда бизнес-туристы вернутся в Петербург?

Показатель 2019 года, когда Северная столица установила своеобразный рекорд, приняв около миллиона деловых гостей, в этом году точно достигнут не будет. И хотя активность на рынке внутреннего бизнес-туризма, на котором Петербург всегда играл одну из главных ролей, постепенно растет, пока говорить о возвращении к былым параметрам можно с большой натяжкой, обязательно употребляя слово «если».

Деловых недосчитались. Когда бизнес-туристы вернутся в Петербург? | ФОТО Владимира Барабанова/ТАСС

ФОТО Владимира Барабанова/ТАСС

Одна из ведущих компаний на рынке делового туризма проанализировала итоги первой половины нынешнего года и выяснила, что рост деловой активности пока не обеспечивает ни в целом по России, ни в Петербурге тех показателей, что были до пандемии. Так, число авиабилетов, приобретенных представителями бизнеса в первой половине этого года, остается на 35% ниже уровня 2019-го, а 70% перелетов бизнес-путешественники приобретают менее чем за неделю до командировки: больше чем за месяц практически ничего не планируется. «Спрос на командировки восстанавливается, но даже по России объемы явно не достигают показателей позапрошлого года, –  отмечает эксперт Юлия Липатова. – Многие компании еще не вернулись к прежней командировочной активности, а ряд мероприятий, которые раньше проводились очно, теперь переведены в онлайн-формат».

Пример Петербурга это подтверждает. По экспертным оценкам (а официальных данных попросту нет), город потерял более половины деловых путешественников. И пока полной уверенности в том, что в ближайшем будущем они начнут активно возвращаться в Северную столицу, нет. Во многом это определяется тем, что профильные для Петербурга отрасли не торопятся вновь проводить масштабные форумы. В частности, если в добывающей нефть и газ отрасли внутрироссийская деловая активность практически вышла на допандемийный уровень, то фармацевтические компании снизили объем командировок на 47%, а во множестве представленные в Петербурге предприятия сферы IT и телекома стали отправлять сотрудников в командировки на 40% реже.

Почему же направление, ранее активно росшее в городе и считавшееся одним из наиболее перспективных, пока никак не восстановится? Ведь очевидно, что деловой турист Петербургу выгоден: по данным комитета по развитию туризма Смольного, если обычный гость Северной столицы в среднем тратит у нас 36,4 тыс. рублей, то бизнес-турист – 142 тысячи. И даже в нынешнем, далеко не самом удачном с точки зрения деловой активности году доход только от цикличных мероприятий такого плана в бюджет города должен составить почти 314 млн рублей. А в перспективе до 2028-го они могут принести в питерскую казну 2,4 миллиарда.

Причин застоя несколько. Во-первых, это связано с закрытием границ: сейчас крупное деловое событие с участием большого числа зарубежных делегатов (а таких раньше в Петербурге было множество) провести трудно. И очень дорого. Во-вторых, в городе продолжает действовать режим запрета на организацию массовых мероприятий численностью больше 75 человек. А значит, подавляющая часть ротируемых и учитываемых на международном уровне конференций, форумов и т. д. под этот запрет подпадает. В-третьих, нестабильная эпидемическая ситуация не позволяет планировать события далеко вперед, как это обычно принято в деловом мире. И, конечно, свою роль сыграл онлайн – часть мероприятий, включая даже такие крупные, как Петербургский юридический форум, ушли в цифровое пространство. И еще неизвестно, вернутся ли они оттуда, возвратив нашему городу и былые доходы от делового туризма.

Мнения на этот счет разные. Так, директор фонда «Росконгресс» Александр Стуглев, отмечая рост числа онлайн-мероприятий и появление гибридных (объединяющих возможности оф- и онлайн-событий), уверен: «Живые» события вернутся к нам в полноценном формате уже скоро». А вот один из руководителей крупной международной организации Дензил Ренкин полагает, что «возвращение в мир офлайн почти невозможно, поскольку на мероприятиях все чаще будет использоваться опыт виртуальных событий, полученный во время кризиса». Мол, благодаря современным информационным технологиям практически все вопросы деловой жизни вполне могут быть решены и в цифровом пространстве. К тому же онлайн позволяет на несколько порядков сократить расходы организаторов и участников событий. Тем не менее другие аналитики полагают, что будущее отрасли делового туризма все же за интегрированными, гибридными платформами. Но мировая индустрия бизнес-путешествий сможет начать серьезное восстановление только в 2022 году.

Сейчас, когда будущие конгрессы и форумы только организуются, Северной столице важно демонстрировать свою готовность к их проведению и всячески показывать способность это делать. И если, по мнению некоторых специалистов, проведение Петербургского международного экономического форума было не слишком оправданным, то как демонстрация готовности города к приему внутренних и зарубежных деловых гостей этот форум вполне сработал. Все увидели, что в Петербурге даже в существующих условиях способны обеспечить безопасность и собрать экспертов с мировыми именами.

#бизнес #экономика #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6995) от 25.08.2021 под заголовком «Деловых недосчитались».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов
23 августа 2019

В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов

Среди них - участки Северного проспекта, Выборгского шоссе, проспекта Энгельса и еще десяти магистралей города.

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?
19 августа 2019

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?

Лучше внимательно изучать платежку перед тем, как оплачивать ее.

В Петербурге растут цены на жилье
14 августа 2019

В Петербурге растут цены на жилье

Доходы граждан не растут соответствующими темпами.

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?
05 августа 2019

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?

Авторы жалоб в газету правы далеко не всегда.

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику
26 июля 2019

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику

Почему отсутствие роста цен для экономики бывает опасным?

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?
17 июля 2019

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?

Выходящие на пенсию россияне информированы о том, как продолжить зарабатывать после завершения активной трудовой деятельности.

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей
10 июля 2019

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей

Это почти на 4 тыс. меньше, чем ожидают соискатели.

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?
02 июля 2019

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?

Работодатели думают, как привлечь молодежь в реальный сектор.

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится
19 июня 2019

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится

Минэнерго РФ внесло ясность в главный вопрос, «затуманивавший» перспективы ввода магистрального газопровода.

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю
18 июня 2019

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю

О необходимости сокращения продолжительности рабочей недели впервые заговорили еще в 2014 году.

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака
11 июня 2019

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака

Инвестиционный проект позволит существенно нарастить объемы экспорта продукции.

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году
10 июня 2019

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году

Город готов начать строительство новой магистрали.