Бизнес подводит итоги Арктического форума

Арктические кладовые, где хранятся несметные запасы меди, олова, угля и других полезных ископаемых, остаются почти нетронутыми. В тех суровых краях заниматься ими дороже, чем на большой земле, а риски, связанные с их добычей, выше, чем у нефтяников. И все-таки бизнес приступает к освоению этих богатств, не теряя надежды дождаться поддержки от государства. Перелом не наступил, но, похоже, он близок: такой вывод прозвучал на V международном форуме «Арктика - территория диалога», прошедшем недавно в Петербурге.

Бизнес подводит итоги Арктического форума | Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Осуществлять подобные проекты на ледяных просторах Арктики труднее, чем в нефтегазовой сфере, а отдача от них не такая уж скорая. Представители бизнеса говорили об этом на арктическом форуме в один голос. Неудивительно, что инвесторы боятся подступиться к освоению богатейших месторождений, открытых (при участии петербургских геологов) еще в советские годы.

По словам Романа Троценко, председателя совета директоров корпорации АЕОН, в условиях Заполярья могучая карьерная техника больше трех — пяти лет не выдерживает. Привозить вахтовиков приходится вертолетом или по зимнику - круглогодичных дорог там почти нет. Да и любое «железо» нужно доставлять, если что-то сломается, воздушным путем. К этому следует прибавить нехватку энергетических мощностей, короткий период навигации и необходимость вести перевалку на мелководье, в устье сибирских рек, куда большие суда не заходят.

Поэтому осилить такие работы могут только многопрофильные компании, способные вкладывать огромные средства в расчете на долгий срок окупаемости. Таков проект (реализует его дочка АЕОН компания «Северная звезда») по освоению Сырадасайского месторождения, ресурсы которого оцениваются в 5,7 млрд тонн угля. Он предусматривает создание мощного разреза, обогатительного комбината, морского порта и стальной магистрали (ветки длиной 120 км) на Таймыре. Первая отгрузка полученного там концентрата начнется в 2021 г.

Но и такие корпорации надеются на поддержку государства, заинтересованного в освоении минерально-сырьевой базы Арктики. Особенно если речь идет о ценных ресурсах. Так, Первая горнорудная компания (ПГК), структура Росатома, на архипелаге Новая Земля собирается начать разработку Павловского свинцово-цинкового месторождения. Правда, работать она сможет, лишь существенно снизив затраты.

Вместо того чтобы строить капитальные объекты на суше, ПГК разместит лаборатории и основные производства (по выработке электроэнергии, обогащению руды и др.) в море на барже. Это позволит снизить нагрузку на окружающую среду и быстрее запустить проект.

Если компания получит «отмашку», то скоро вскроет карьеры и начнет выдавать на-гора цинковый (220 тыс. тонн в год) и свинцовый (47 тыс. тонн) концентрат, поставляя его на экспорт, в Китай и Скандинавские страны, а также на внутренний рынок России.

Успешный опыт можно будет тиражировать на другие арктические регионы. Но и в этом случае производственники рассчитывают идти рука об руку с государством, ожидая налоговые льготы, субсидирования затрат на производство дорогой электроэнергии, гарантий неизменных правил игры и т. д. Такой законопроект по поручению главы государства будет подготовлен до конца текущего года, прозвучало на форуме.

Отечественные сырьевые корпорации изучают мировой опыт по применению оптимальных технологических решений. Об этом говорил Виктор Кудинов, глава региональной горнорудной компании, готовой «штурмовать» на Чукотке крупную Баимскую площадь, куда входит 13 рудопроявлений (медь, золото, серебро, платина, палладий), включая месторождение «Песчанка».

К канадскому опыту присматривается и компания «АГД Даймондс», которая разрабатывает в Архангельской области месторождение алмазов имени Гриба. По словам гендиректора фирмы Сергея Неручева, за последние пять лет она добыла более 16 млн каратов (из них 5 млн в 2018 г.), собираясь в буквальном смысле идти глубже, осваивать технологии разработки подземных запасов. И поставлять на мировой рынок продукцию с высокой добавленной стоимостью - применяемые в ювелирном деле высококачественные обработанные алмазы.

Читайте также о том, что Петербург и Камчатку свяжет контейнерная линия.

#Арктический форум #бизнес #Арктика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (6427) от 23.04.2019 под заголовком «Северный бизнес ждет поддержки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Дело табак. ЦБ РФ отозвал лицензии у двух банков
24 Декабря 2018

Дело табак. ЦБ РФ отозвал лицензии у двух банков

Организации не представляли невские берега, но их проблемы напрямую касаются Петербурга и Ленобласти.

Новгородцы взялись за ремесло. Экономические итоги года на Северо-Западе
21 Декабря 2018

Новгородцы взялись за ремесло. Экономические итоги года на Северо-Западе

Оценим информацию о социально-экономическом развитии 11 субъектов Северо-Западного федерального округа за минувший год.

Ловушка для алмазов в Петербурге
17 Декабря 2018

Ловушка для алмазов в Петербурге

Петербургский «шаг в будущее» – в особой экономической зоне «Санкт-Петербург» открылся инновационный центр «Буревестник».

Петербургские фирмы – в ожидании теплого климата
17 Декабря 2018

Петербургские фирмы – в ожидании теплого климата

Число малых и средних предприятий выросло в Петербурге до 362 тысяч, в прошлом году они перечислили в казну города 32 млрд рублей. Мы узнали, чего ждут люди, сумевшие утвердиться в реальном секторе.

В Петербурге открываются производства по измельчению всего и вся
12 Декабря 2018

В Петербурге открываются производства по измельчению всего и вся

Дробление от камней до лекарственных субстанций выделилось в особую индустрию, в которой заняты тысячи специалистов.

Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург
24 Августа 2018

Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург

Теперь на этой почве столицы соревнуются между собой в том, сколько миллионов квадратных метров жилья ими введено.

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?
10 Августа 2018

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?

Между отечественными верфями развернулась борьба за арктические заказы. Какие лидеры будут строить «Лидера»?

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?
09 Августа 2018

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?

При строительстве аэроэкспресса из Пулково до Витебского вокзала Смольный испытает новую схему партнерства с «частником». Разберемся в ней подробнее.

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм
07 Августа 2018

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм

Мы разобрались в ситуации, что делать путешественникам в том случае, если туроператор официально объявил о банкротстве.

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го
02 Августа 2018

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го

Индекс промышленного производства за указанный период в Северной столице составил 103,5%, в 47-м регионе - 104,7%. Разберемся в составляющих показателей.

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ
30 Июля 2018

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ

Главные новости продовольственного рынка – в нашем обзоре: особенности «Российского» сыра, «шоколадные» перипетии и узда для продуктов от торговых сетейю

«Фирму Сигма» отправили в банкротство
23 Июля 2018

«Фирму Сигма» отправили в банкротство

Арбитражный суд решил ввести в отношении проблемного застройщика процедуру банкротства. Бесславная история фирмы – в нашем материале.