Без покупателей и выручки. Магазины в Петербурге под угрозой закрытия

Рост заболеваемости повышает риски нового локдауна, в том числе закрытия магазинов и торговых центров. Специалисты комитета по контролю за имуществом Петербурга проводят рейды – и только за одни выходные нашли больше 370 нарушений стандартов безопасности в 750 проверенных объектах торговли, сферы услуг и общественного питания. Если так будет продолжаться и дальше, новых ограничений не избежать. Участники рынка в свою очередь не устают предупреждать: в случае новых закрытий малый и средний бизнес ждет очередная волна банкротств, а город рискует остаться без магазинов.

Без покупателей и выручки. Магазины в Петербурге под угрозой закрытия | ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Вирус против магазинов

Влиянию коварного коронавируса оказались подвержены не только люди, но и торговые точки. Около 50% владельцев непродовольственных магазинов за лето 2020 года так и не успели восстановить товарооборот, а многие вовсе не открылись из-за отсутствия средств. Согласно подсчетам компании JLL, по итогам третьего квартала 2020 года на основных торговых улицах Петербурга оказалось свободно 12,9% помещений коммерческой недвижимости, что является максимальным показателем за последние шесть лет.

«Доля пустующих помещений в Северной столице стабильно растет, – констатирует руководитель отдела исследований компании JLL в СПб Наталия Киреева. – С начала года на главных торговых коридорах закрылось 308 магазинов, а открылось всего 203 заведения».

Кроме предприятий общепита и продуктовых магазинов существенная ротация происходит в сегменте одежды, обуви и аксессуаров. А особенностью карантинного периода стало появление в некоторых локациях нетипичных для них форматов. К примеру, на главной торговой улице Петербурга открылся магазин товаров для дома известной шведской компании, а также музей-магазин Yandex. А на ресторанной улице Рубинштейна появился ювелирный магазин. Это стало возможным из-за роста количества пустующих помещений и снижения арендных ставок.

«На Невском проспекте еще в июне 2020 года запрашиваемые ставки находились в диапазоне 7500 – 13 000 рублей за кв. м в месяц, а уже в конце сентября они снизились до 7000 – 11 000 рублей за кв. м, – объясняет консультант торгового департамента компании JLL в СПб Александра Камаева. – При этом увеличилась верхняя граница диапазона ставок по Большому проспекту Петроградской стороны с 4000 до 4500 рублей за кв. м в месяц. Это способствовало появлению здесь ряда новых престижных брендов и увеличению привлекательности этой локации».

Невостребованные матрешки

Самыми уязвимыми оказались магазины сувениров и подарков. Матрешки и щелкунчики грустно смотрят из витринных окон, тоскуя о своих основных покупателях – туристах, которые в этом сезоне так и не приехали. В результате к осени ряды сувенирных лавок изрядно поредели. К примеру, Невский проспект с начала года лишился 11 (!) магазинов этого сегмента.

Закрываются и книжные магазины, которых в последнее время и без того было не так уж много. Покупатели, правда, активно шли за книгами и канцелярией к 1 сентября, но затем торговые залы вновь опустели. Летом в Петербурге, как и в некоторых других городах России, было объявлено о закрытии стационарных магазинов книжной сети «Республика».

«Пандемия нанесла серьезный ущерб бизнесу не только в моменте, вызвав продолжительный простой всех розничных магазинов сети, она неизбежно изменит покупательское поведение в достаточно долгосрочной перспективе», – отметил гендиректор «Республики» Анатолий Шутка.

Изменение поведения действительно налицо.

«Я бумажные книги давно не покупаю, слишком они дорогие, однако до недавнего времени с удовольствием заходил в книжные магазины «просто погулять», узнать о новинках и полистать их, – подтверждает, например, студент петербургского вуза Евгений Борисов. – Но после коронавирусных событий окончательно переключился в онлайн-формат и от живых прогулок в реале отвык».

К сожалению, от прогулок по книжным магазинам отказались не только студенты. Аудитория, которой интересен интеллектуальный товар, никогда не отличалась высокой платежеспособностью, что еще более обострилось на фоне коронавирусного кризиса. В результате, по данным Российского книжного союза, убытки книжного рынка, вызванные пандемией, составили около 12 – 13 млрд рублей, из которых более 10 млрд – это потери офлайн-розницы.

Не «корона», так МЧС

Магазины товаров для дома меньше других направлений непродовольственного сектора пострадали от пандемии коронавируса. При этом мебельным магазинам пришлось столкнуться с дополнительной проблемой – очередную свинью подложило государство. По расчетам Ассоциации мебельных и деревоперерабатывающих предприятий России (АМДПР), в ближайшее время могут закрыться более 10 тысяч мебельных магазинов (каждая пятая торговая точка).

TASS_40907518.jpg

ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Дело в том, что с 14 августа 2020 года вступил в силу приказ МЧС, запрещающий размещение мебельных магазинов в многоквартирных жилых домах. Представители АМДПР совместно с Министерством промышленности и торговли РФ обратились в МЧС РФ с просьбой отменить или изменить этот приказ, поскольку мебельные магазины, расположенные в многоквартирных домах, не создают дополнительной пожарной опасности. Как правило, в них находятся шоу-румы, в которых на 1 кв. м площади выставлено мебели в виде образцов не больше, чем в обычной квартире.

По данным АМДПР, в России насчитывается 61,9 тыс. мебельных магазинов, шоу-румов и специализированных салонов, 10,7 тыс. из которых зарегистрированы именно в многоквартирных жилых домах. А в кварталах новостроек, как правило, нет отдельно стоящих зданий под мебельные центры.

«Запрет на работу мебельных магазинов в многоквартирных домах негативно скажется на российском мебельном рынке, который только начинает восстанавливаться после коронавирусного кризиса, – прогнозирует президент АМДПР Александр Шестаков. – Розничные продажи мебели очень сильно пострадали из-за длительного запрета на работу специализированных мебельных салонов. По самым скромным оценкам, падение мебельной розницы в первом полугодии составило около 30%. Рынок только начинает оживать, но запрет МЧС может его окончательно добить, обрушив продажи еще на 20%».

Очевидно, падение розничных продаж напрямую скажется и на производителях мебели, ведь 56% всех мебельных предприятий России реализуют свою продукцию только через каналы розничной торговли. Удивительно, что чиновники не посчитали возможным хотя бы отложить введение таких жестких ограничений в коронавирусный кризис. Сейчас, конечно, любой бизнес нужно поддерживать изо всех сил.

Наряды опаздывают

Удивительно, но одежный стрит-ретейл Петербурга пережил период ограничений с минимальными потерями. С начала этого года на основных торговых улицах города (Большой проспект П. С., Старо-Невский проспект, Большая Конюшенная улица) закрылось всего 16 магазинов одежды, обуви и аксессуаров. Для сравнения: в 2019 году за аналогичный период закрылось 18 магазинов.

«Доля свободных площадей на Большом проспекте П. С. достигла рекордно высоких значений в середине лета, а затем началось снижение, – комментирует Наталия Киреева. – В конце сентября пустовало 12,2% помещений, что меньше июньских значений этого года, но в два раза выше, чем в сентябре прошлого года».

Продолжает расти доля свободных помещений и на Старо-Невском проспекте. В сентябре там установлен новый рекорд – пустует 14,8% объектов стрит-ретейла. При этом на этой улице постепенно формируется люксовый фэшн-коридор.

А вот на Большой Конюшенной, наоборот, остался лишь небольшой участок, где расположены премиальные бренды, и улица постепенно теряет свой «модный» статус за счет снижения доли магазинов одежды и обуви, а также роста количества кафе и ресторанов.

В первом месяце осени выручка петербургских магазинов одежды снизилась по сравнению с прошлым годом на 13%. Сильнее пострадали магазины обуви – у них выручка просела на 26%. Такие цифры озвучил производитель онлайн-касс «Эвотор», проанализировав показатели деятельности несетевых ретейлеров обуви и одежды в России. Средний чек в петербургских магазинах одежды вырос на 3%, в обувных магазинах – на 2%.

Правда, покупателей в торговых залах ассортимент не радует. Осенние и зимние коллекции брендов задерживаются, у многих продавцов не осталось свободных средств на новые коллекции. Некоторые отказались от части поставок, чтобы сначала распродать излишки.

В этих условиях петербуржцы делают покупки лишь в том случае, если вещь действительно нужна – спонтанные покупки сменили целевые. Из торговых центров и магазинов исчезли люди, которые приехали «просто потусоваться» и постепенно отвыкают от такого занятия, как шопинг. В результате за девять месяцев этого года российские торговые центры недосчитались 30% посетителей по сравнению с 2019 г. Меняются и покупательские предпочтения. Люди ориентируются на рациональные покупки универсальных и практичных вещей.

В аптеках все спокойно

Разумеется, в числе наиболее востребованных магазинов в период пандемии оказались аптеки. Правда, и здесь все не так гладко. С некоторыми сложностями столкнулись аптечные магазины, работающие на центральных туристических улицах. 

Основное преимущество этих локаций – большая проходимость, а из-за пандемии поток сократился. Но в целом с начала года ротация в аптечном сегменте минимальна – если одна аптечная сеть закрывает свою точку, то ее тут же занимает другая. Например, на Большом проспекте П. С. вместо аптеки «Удачная» заработала «Мелодия здоровья», а на Московском проспекте аптеку «Радуга» заменил «Здравстор».

По состоянию на 1 июля 2020 года в городе на Неве работали 1832 аптеки. Это меньше, чем было годом ранее. Сокращение коснулось в основном несетевых аптек. Некоторые аптеки были вынуждены закрыться просто потому, что находились в неработающих торговых центрах.

В магазин вернемся через год

Основная тенденция розничного рынка этого года – торжество малых форматов. Люди стали избегать крупных торговых центров и гипермаркетов, а ретейлеры, понимая это, уже не стремятся к вводу больших торговых площадей и осваивают более компактные пространства.

По мнению экспертов, до конца года ожидается новая волна пересогласований коммерческих условий, а также сокращение и без того невысокого пешеходного трафика из-за новых коронавирусных ограничений и ухудшения погоды. В этих условиях количество вакантных площадей будет продолжать расти.

По прогнозам, посещаемость непродовольственных магазинов и торговых центров вернется на докризисный уровень лишь к концу 2021 года. До этого времени шопинг будет не в моде.

#торговля #ограничения #бизнес #магази

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6782) от 12.10.2020 под заголовком «Шопинг теперь не в моде».


Комментарии