Только на сайте

Лекторий: Метро Петербурга. История. Феномен. Будущее. Всё, что нужно знать об истории петербургского метрополитена

Инженер-строитель мостов и транспортных тоннелей Дмитрий Графов рассказал о том, как появилось метро в Ленинграде, развеял мифы о станциях и поделился перспективами петербургского подземелья.

Лекторий: Метро Петербурга. История. Феномен. Будущее. Всё, что нужно знать об истории петербургского метрополитена | Фото: Анна Антуфьева

Фото: Анна Антуфьева

Интеллектуальный клуб «Лекторий» «Санкт-Петербургских ведомостей» приглашает в свои стены лекторов из совершенно разных областей. Всех докладчиков связывает между собой две вещи: колоссальный опыт работы в своем направлении и интерес гостей к темам выступлений. Полную видеоверсию лекции Дмитрия Графова можно посмотреть в группе газеты в социальной сети «ВКонтакте».

Метрополитен – гигантская артерия, соединяющая все части города. Многие пользуются данным видом транспорта ежедневно и относятся к нему как к чему-то обычному. Однако, история создания ленинградского метрополитена уникальна.

23 мая в рамках лекции «Метро Петербурга. История. Феномен. Будущее. Всё, что нужно знать об истории петербургского метрополитена» выступил инженер-строитель мостов и транспортных тоннелей Дмитрий Графов. Лектор поведал об истории и развитии метрополитена в нашем городе и рассказал о самых уникальных станционных комплексах и участках.

Первый в мире подземный поезд появился в Лондоне в 1863 году, затем в Нью-Йорке в 1868, а спустя почти тридцать лет - в Будапеште. Список старейших метрополитенов мог пополнить и Петербургский, история создания которого насчитывает почти 200 лет.

Как власть помешала прогрессу 

Фото: Анна Антуфьева

Еще в 1820 году мещанин Торгованов создал проект сооружения тоннеля, соединяющего Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Однако, император Александр I новую идею во внимание не принял, и заплатив мещанину двести рублей наградных, взял с него расписку о прекращении работы над подобными «прожектами».

Тем не менее, спустя некоторое время инженером Базеным был изобретён проект подземной дороги под Невой, который особая комиссия Александра I утвердила, но за этим ничего не последовало.

Как деньги и войны мешали прогрессу

Фото: Анна Антуфьева

Только в 1889 году правлением Балтийской  железной дороги был предложен первый  серьёзный проект городской подземки. 

Линия метрополитена должна была соединить все городские вокзалы: Московский, Финляндский,  Царскосельский (ныне Витебский), Варшавский и Балтийский. Этот и многие другие последующие проекты создания подземного транспорта в Ленинграде были отклонены по  причине отсутствия финансовой поддержки. Последним попыткам строительства метро помешала начавшаяся Первая Мировая война. За ней последовали две революции, перенос  столицы в Москву и Гражданская война.

Закладка петербургского метро

Фото: Анна Антуфьева

Осуществить задуманную идею удалось лишь  в 1955 году. 17 января 1941 года издали приказ о строительстве первой очереди метрополитена в Ленинграде. Для его реализации потребовалась рабочая группа в количестве 25 тысяч человек. Спустя три месяца было выполнено проектное задание на сооружение первой очереди. По изначальной задумке хотели запустить двенадцать станций общей протяженностью 16,5 км. Пуск первой очереди запланировали на декабрь 1942 года.

С началом Великой Отечественной войны все планы метростроителей сорвались. В мае 1946 года довоенные проекты строительства метрополитена были пересмотрены, но идею соединить все железнодорожные вокзалы и крупные промышленные предприятия сохранили. Расстояние между станциями должно было составлять от 848 метров до 2500 метров.

За годы строительства первой очереди более 6,5 тысяч человек освоили новую профессию. К апрелю 1955 года начались отделочные работы метрополитена, а с октября – регулярная обкатка поездами.

Долгожданное открытие

Фото: Анна Антуфьева

8 октября в 6 часов 14 минут в Ленинграде запустили первый подземный поезд, совершивший  путь от станции «Автово» до «Площади Восстания». 15 ноября 1955 года началась регулярная  эксплуатация метрополитена, а ленинградцы получили самый удобный и быстрый вид  транспорта.

Лектор Дмитрий Графов рассказал о метрополитене с момента первых проектов его создания и  до нынешнего состояния подземного транспорта. В конце вечера посетителям были вручены  сертификаты, подтверждающие, что они прослушали лекцию в старейшей российской газете  «Санкт-Петербургские ведомости».

Интеллектуальный проект «Лекторий» – цикл научно-популярных лекций по культуре и  искусству, науке и истории. Лекторами являются представители самых разных профессий.  Аудитория слушателей проекта «Лекторий» разнообразна: лекции посещают и дети, и молодежь,  и более старшее поколение.

«Я посмотрел трансляцию прошлой лекции в интернете и понял, что хочу прийти на следующую. Информацию преподносят понятным языком, и ты не чувствуешь себя студентом на скучной лекции. Все живо и интересно. Планирую и дальше культурно просвещаться в стенах «Санкт- Петербургских ведомостей» и привести с собой одногруппников» – поделился своими впечатлениями о вечере один из гостей.

Все лекции вы можете посмотреть в открытом доступе в нашей группе «ВКонтакте».

Ниже представлено расписание лекций проекта «Лекторий» на ближайшее время: 

Ранее в «Лектории»:
#лекторий #Метро #История #Лекция

Комментарии



Загрузка...