«Победа» летит мимо

Недавно состоялся дебютный рейс российского лоукостера «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»). Из международного аэропорта «Внуково» «Боинг-737» отправился в Волгоград. В течение месяца «Победа» охватит ежедневными перелетами Пермь, Белгород, Самару, Екатеринбург, Тюмень и Сургут... А вот Петербург в планах «Победы» пока не значится.

«Победа» летит мимо | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Напомним, это уже вторая попытка «Аэрофлота» запустить отечественные лоукост-перевозки – предыдущее его низкобюджетное воплощение «Добролет», начавшее свою деятельность с полетов в Крым (и обещавшее, между прочим, дешевые перелеты из Петербурга в Москву), в августе пал жертвой западных санкций.

Стартовал обновленный лоукостер с десятидневной задержкой от первоначальных планов, поскольку Росавиация затянула с выдачей ему сертификата эксплуатанта и лицензии на выполнение авиаперевозок. Зато за первые полсуток от момента начала продаж «Победа» продала около 7 тысяч билетов («Добролет» мог похвастать только 4 тысячами), всего к началу декабря их было раскуплено более 20 тысяч. Билеты авиаперевозчик начал продавать на своем официальном сайте, в агентских кассах в аэропорту (здесь дополнительные сборы, кстати, составят 1599 рублей) или через call-центр. Не обошлось без скандала: с первых же дней на просторах Интернета появились «лжепобедные» сайты с похожими названиями...

В ближайших озвученных планах «Победы» «Воздушные ворота» Петербурга, к сожалению, не значатся. В компании говорят лишь о том, что уже к 2018 году планируют перевозить 10 млн пассажиров в год, увеличить флот до сорока Boeing 737-800 NG и выстроить обширную маршрутную сеть из 45 внутрироссийских и международных направлений.

Между тем, по информации РИА, старт продаж «Победы» уже привел к снижению продаж авиабилетов авиакомпаний по охваченным лоукостером направлениям (за исключением разве что Волгограда). Падение в среднем достигло 30%, а в отдельных случаях и 40%. Причем произошло это не только на рейсах материнской компании «Аэрофлот», но и у конкурентов, что не может не порадовать пассажиров. Впрочем, некоторые эксперты связывают случившееся не столько с появлением «Победы», сколько с экономическими трудностями, заставляющими россиян экономить на всем, в том числе на путешествиях.

А может, и не придется сильно экономить? Еще одно важное решение – на этот раз ФАС – может изменить ситуацию на рынке авиаперевозок в пользу потребителя. Как рассказал замглавы антимонопольного ведомства Анатолий Голомолзин, переход всех российских авиакомпаний на систему динамического ценообразования (то есть чем ближе к рейсу, тем дешевле билеты, а не наоборот, как практикуется сейчас) в ближайшие полтора-два года неизбежен. В апреле ФАС выдала предупреждения крупнейшим авиакомпаниям, усмотрев в привычном увеличении цены на билеты с приближением даты вылета признаки нарушения антимонопольного законодательства. Ведомство потребовало у перевозчиков привести свою политику в соответствие с законом до 15 мая. Тогда авиаторы выразили публичное несогласие с требованием ФАС, однако обжаловать решение антимонопольщиков в суде решился только «Аэрофлот». Впрочем, его жалобу столичный арбитраж в октябре все равно отклонил.

Авиаторы от нововведения ожидают одних убытков, а вот глава ФАС Игорь Артемьев уверен, что снижение цен на авиабилеты с приближением даты вылета выгодно прежде всего самим перевозчикам. «При падении спроса на билеты нельзя летать с пустыми креслами, а нужно снижать тарифы, заполнять места, и это будет экономически выгодно авиакомпаниям», – цитирует главу ФАС информагентство.

Ценовая арифметика в авиаперевозках – вообще вещь загадочная, трудно поддающаяся анализу. У долгожданной «Победы» минимальный тариф в одну сторону – от 999 рублей без учета такс и сборов. По всей видимости, пресловутые таксы и сборы низкобюджетный перевозчик также сумел свести в минимуму – например, слетать из столицы в Волгоград и обратно без выбора места в салоне с ним можно всего за 2900 рублей.

На чем экономят? Не на самолетах, это точно, ведь воздушные суда у лоукостера – новенькие «Боинги». Еще бесплатный багаж ограничен 10 кг, а все, что свыше, за плату (более 1,5 тыс. рублей за каждые сверхплановые пять кило). Но совершенно очевидно, что большая часть низкобюджетных пассажиров постарается уложиться в норматив...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5363) от 17.12.2014.


Комментарии