По каким законам будет развиваться петербургское метро?

По весне пробуждается не только природа, но и чиновники. Так, 21 марта они внесли изменения в отраслевую схему развития петербургского метро.

По каким законам будет развиваться петербургское метро?  | Фото Сергея Грицкова

Фото Сергея Грицкова

Сама эта схема была разработана в 2011-м, но в ней были заложены идеи еще ленинградских проектировщиков, над которыми те работали в 1980-х. Впрочем, само по себе отставание планов от реальности не беда. В конце концов развитие рельсового транспорта в мегаполисе - процесс многолетний.

Прекрасное далеко

Теперь, собственно, об актуальных предложениях петербургских властей. Первая их часть, касавшаяся ближайшего будущего (до 2025 года), была недавно детально рассмотрена в «СПб ведомостях». Наша задача сегодня - оценить инфраструктуру, которая появится в городе после указанного года.

Жителей центра северной столицы, несомненно, порадует кольцевая линия метро, первый участок которой от «Большого проспекта» до «Лесной» теоретически может появиться «в камне» к 2028 году. Где-то за горизонтом времен (не ранее 2030 года) планируется возвести неожиданную для горожан ветку от «Двинской» до «Янино». По-видимому, предполагается сделать еще один выход метро на поверхность на территории Ленобласти. Сейчас в 47-м регионе есть только одна станция - «Девяткино», но в обозримом будущем может появиться «Кудрово». Зачем тянуть ветку из порта через проспект Энергетиков в Ленобласть и сколько пассажиров воспользуются данной артерией, науке точно неизвестно.

В замыслах метростроевцев - продление оранжевой линии от станции «Горный институт» до «Юнтолово» через «Новокрестовскую» и «Лахту». Это произойдет после 2030 года.

Автора этих строк, как жителя юго-запада, порадовало трепетное отношение Смольного к строительству метро в Красносельском районе. Речь, конечно, идет не о каких-то двух станциях «Юго-Западная» и «Путиловская», а о разветвленной системе тоннелей, которые не только появятся в данном районе, но и дойдут до «Пулково». Все это случится где-то после 2030 года, но рассказать о перспективах можно (и нужно) уже сейчас.

Сказка-быль

Чтобы оценить масштабы замыслов проектировщиков, придется сделать небольшую вводку. В далекие уже 1990-е интеллигентная молодежь увлекалась рассказами писателя-сатирика Михаила Веллера. Есть у него один рассказ - «Узкоколейка», который в красках бытописует особенности хозяйственной деятельности в 1980-е.

Краткое содержание произведения. В одном леспромхозе Республики Коми озадачились проблемой лесозаготовки. Новый директор леспромхоза, бывший начальник лагеря (сами понимаете какого), чтобы выслужиться перед начальством, приказал срочно повысить объемы распиловки. Для этого надо было быстро подобрать новую делянку, где еще не все вырубили. На новое место решили проложить узкоколейку - только так можно было вывезти лес на нижний склад, к железнодорожной станции.

Но случилась беда: работяги разбили теодолит и прокладывать трассу пришлось методом тыка - залезая на самые высокие деревья. Трасса уперлась в лесной массив, а не в поселок, куда должна была дойти. Но высокое начальство требовало, и директор отдал приказ снять все рельсы с «усов» (вывозных веток) и перебросить их на главную стройку. Наверх посылали депеши о досрочном выполнении соцобязательств, но образцовая узкоколейка, на которую уходили все материалы, так и не дошла до пункта назначения - Белоборска.

В конце концов ударная стройка стала самоцелью не только директора леспромхоза, но и всего вышестоящего начальства. А местные жители и лесорубы гордились прямой как стрела узкоколейкой, шедшей из ниоткуда в никуда, и предлагали даже перешить магистраль в две колеи...

Вперед, к победам...

Из сказки вернемся в реалии. В годы счастливые (то бишь после 2030-го) освоение подземной «целины» юго-запада Петербурга пойдет по двум направлениям. Первое - от хорошо известной почти 200 тысячам пассажиров, которые ежедневно пользуются станцией метро «Проспект Ветеранов», в сторону станции «Ульянка» и одноименной железнодорожной платформы.

Далее метростроевцы протянут ветку в «Пулково», но будет ли загружен данный «аппендикс»? На всякий случай планируется использовать инновацию - сделать перегон от «Ульянки» до аэропорта в одну колею и один тоннель. И помчат по нему не 8-вагонные составы, как ныне на красной линии, а челноки. По мнению нынешних чиновников, такой одноколейки будет достаточно. Что скажут потомки - это другой вопрос.

Второе направление инфраструктурного броска - от станции «Юго-Западная» до «Сосновой Поляны». Ну здесь фантазии проектировщиков было где разгуляться. После 2030 года между названными выше станциями возникнут метровокзалы «Брестская», «Улица Доблести» и «Петергофское шоссе», а также мифическая станция «Стрельна», которая в планах никогда не значилась.

У этого сказочного плана есть недоработка. Не то чтобы изъян - так, мелкая препона. Перегона от «Юго-Западной» до «Путиловской», где пассажиры должны были бы пересесть на первую линию, не существует. И к 2022 году, как было обещано, его не построят - деньги переброшены на другой объект (Фрунзенский радиус). В одной лодке с перегоном-призраком окажется и электродепо, без которого Красносельско-Калининская линия не сможет работать вообще.

Изучая долгосрочные планы, не перестаешь удивляться пророческому дару писателей-сатириков и промахам, которые допускаются в планировании инфраструктурного развития мегаполиса. Как можно анонсировать ввод в эксплуатацию сразу нескольких станций на юго-западе, если эта ветка превратится в описанную Веллером узкоколейку, ведущую из ниоткуда в никуда. Если бесконечно перебрасывать средства с объектов метро Красносельского района, там вообще вряд ли появится хоть одна действующая станция подземки, не говоря уже о депо. Вывод прост: прежде чем рисовать заоблачные перспективы, нужно достроить то, что было запланировано еще при Романове (разумеется, не царе).

Аргументы юго-запада

Приведем и другие аргументы. Во-первых, Красносельский район к вышеозначенному 2030 году может вырасти до 500 - 700 тысяч жителей, сравнявшись с Калининским и Приморским (в двух последних метро есть).

Во-вторых, представленные схемы перспективного развития с продлением не существующей пока Красносельско-Калининской линии (ККЛ) метро до Сосновой Поляны отчасти решат эту проблему, но при одном условии: расшивки узкого места под названием «станция «Юго-Западная». То есть ее строительства в самой близкой перспективе. От пуска этого объекта зависит ввод в строй электродепо для подвижного состава всей ККЛ.

В-третьих, Красносельско-Калининская линия - это не только юго-запад, но и Охта, Ржевка, Пороховые. В этих исторических районах после 2030 года также запланировано много станций, и без электродепо для ККЛ не обойтись. При этом на сегодня нет ни метро, ни первой очереди линии от «Юго-Западной» до «Путиловской», не говоря уже о продлении коричневой ветки до станции «Обводный канал».

В-четвертых, городские власти, безусловно, заинтересованы в реальном развитии рельсового транспорта в северной столице. Многое уже делается: на юго-западе реконструирована большая часть трамвайных путей, планируется их дальнейшее развитие в сторону Петергофа. Тем не менее именно от метро на 80% зависит транспортная доступность двух самых быстрорастущих районов мегаполиса - Красносельского и Петродворцового. Именно поэтому хотелось бы увидеть последовательность управленческих решений по части метростроения.

Материал был опубликован в газете под № 078 (6187) от 04.05.2018 под заголовком «Одноколейка».

#метро #планы #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6187) от 04.05.2018.


Комментарии