Главная городская газета

Нелегкая доля легпрома

  • 30.09.2015
  • Александр Вертячих, галина Назарова
  • Рубрика Экономика
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью

Эльвира Набиуллина: главное - удержать инфляцию

В Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс - второй по важности событий в городе после Международного экономического форума. Подробности - в нашем специальном материале. Читать полностью
Нелегкая доля легпрома  | Раньше швейники старались одеть петербуржцев в элегантную одежду, а ныне – все больше в форменную.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Раньше швейники старались одеть петербуржцев в элегантную одежду, а ныне – все больше в форменную.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На место десятка производственных гигантов пришли сотни малых и средних предприятий

Место на карте

Во многих зданиях, где когда-то работали швейные и обувные фабрики, теперь открыты бизнес-центры. Однако легкая промышленность никуда не ушла из нашего города, таких компаний в Петербурге работают десятки, а мастеров – тысячи. При этом охарактеризовать точное место производителей ширпотреба на промышленной карте города не так-то просто. В статистическом учете легкая промышленность особой отраслью не представлена, поэтому нам придется руководствоваться данными по четырем видам деятельности, так или иначе попадающим в интересующую нас область.

По данным Петростата за январь – август 2015 г., текстильщики и швейники северной столицы показали оборот 22,7 млрд рублей; обувщики и кожевенники – 2,1 миллиарда; деревообработчики, львиная доля которых мебельщики, – 7,9 миллиарда; производители резиновых и пластмассовых изделий – 14,4 млрд рублей. Таким образом, легкая промышленность за первые 8 месяцев текущего года сработала на 41,1 миллиарда рублей. Это 2,9% от совокупного оборота предприятий обрабатывающих отраслей петербургской экономики.

Много это или мало? Несколько лет назад, описывая состояние легпрома, мы определили его вес в городской индустрии в 2,5% – какой-никакой, но прогресс налицо.

Легкая промышленность Ленинградской области в январе – августе 2015 г. вышла на оборот 38,8 млрд руб. – в основном за счет производителей резины и пластмассы. На «индустриальной карте» 47-го региона изготовители ширпотреба заняли 7,8%.


Кто шьет, кто вяжет

Производственное звено петербургского ширпотреба имеет специфическую структуру. Львиную долю оборота легкой промышленности делают несколько крупных предприятий. Например, в швейном деле – группа «БТК», в мебельном – «Севзапмебель» и пр.

Однако основной ассортимент продукции, которую мы покупаем в обычных и интернет-магазинах, выпускают средние и малые фабрики. Их конек – мелкосерийное производство в узких и специфических нишах рынка: детская одежда и обувь, товары для людей с ограниченными возможностями и представителей религиозных конфессий. Много швейных артелей заняты выпуском рабочей и корпоративной одежды под заказ.

Почему в нашем регионе развивается именно этот, немассовый, сегмент? Все просто: из-за специфической целевой аудитории, для которой не подойдут лекала китайского ширпотреба. Плюс в Петербурге много крупных предприятий, которые нуждаются в рабочей одежде, пошитой в их корпоративном стиле, из особых тканей и с учетом требований удобства и безопасности. Такие клиенты в Юго-Восточную Азию за сотней комплектов спецодежды не поедут.

По оценкам экспертов и игроков рынка, сейчас доля отечественной одежды на рынке не превышает 5 – 10%. Что, собственно, укладывается в нишевую роль наших производителей.

У мебельщиков – свои резоны: давно нет очередей за стенками, выпускавшимися многотысячными партиями. Теперь даже крупные комбинаты – своего рода ателье, где «талию» могут сделать так, как того захочет покупатель. Поэтому мебельщикам нужен тесный контакт с клиентом, которому мало картинку показать – ему надо потрогать, посидеть, подумать...


Новые лица

В последние годы у петербургской легкой промышленности появились новые имена. Например, в лидеры по отгрузке продукции вышла фабрика «Нева Тафт», которая делает ковры и напольные покрытия.

Новые имена зачастую маскируются под заграничные – это привлекает потребителей, уверяют владельцы бизнеса. Befree, Zarina, Love Republic – все это на самом деле фирма «Мэлон Фэшн Групп», которая на деньги шведских инвесторов выросла из «Первомайской зари». Впрочем, в северной столице находится лишь «мозг» этой корпорации, а рабочие руки – в Китае и Вьетнаме.

Идем дальше. Desalu – марка фабрики «Салют» (экс-«Комсомолка») по выпуску школьной формы. Одежда под марками Extra, Devo и Flicka пошита петербургской компанией «Экстра». Ее целевая аудитория – молодежь, тинейджеры, у которых вкусы меняются слишком часто, чтобы отправлять заказы далеко. Да и тиражи подобных изделий ограничены.


Кукла Зина

Малозаметный для невооруженного взгляда сегмент рынка ширпотреба – производители пластмассы и резиновых изделий. Хотя «резиновые Зины» и не составляют основу их производственной программы, немало игрушек, продающихся в городских и областных магазинах, made in St. Petersburg. В северной столице выпускается много пластмассовых изделий для детей – игрушек, конструкторов и пр. Их зачастую путают с белорусскими аналогами, хотя по качеству наши им не уступают. Равно как и по цене.

Конечно, крупных игрушечных фабрик – таких как рощинская – давно нет. Однако есть сырье (рядом – нефтехимические гиганты) и потребитель – сотни тысяч родителей Петербурга и Ленинградской области, которые предпочитают покупать детям безопасные машинки из отечественной пластмассы.

В одной короткой публикации мы не охватим всю сферу легкой промышленности нашего города. Но обязательно попытаемся сделать это на тематических полосах, посвященных всему тому, что мы носим, чем обставляем квартиры и играем с детьми.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook