Не везде прокатит

Сегодня мы расскажем вам две истории про импортозамещение, одна из которых – со счастливым концом, а другая – не очень. Обе мы позаимствовали у соседей, вологжан. Выбор на 35-й регион пал не случайно: Вологодская область – крупнейший по экономическому весу регион Северо-Запада России после Петербурга и Ленинградской области. Основу благополучия вологжан в прямом смысле этого слова куют череповецкие металлурги. В силу географии «Северсталь» – единственная транснациональная корпорация, выросшая в СЗФО, – ориентирует бизнес-процессы в большей степени на северную столицу, нежели на Первопрестольную. Так что Вологда вполне может дать нам примеры того, как надо развивать народное хозяйство и как – нет.

Не везде прокатит | ФОТО Vitaly Raduntsev/shutterstock.com

ФОТО Vitaly Raduntsev/shutterstock.com

На стальном листе

История первая, оптимистическая. Когда в 2010 году автор этих строк был свидетелем закладки первого камня в будущей промзоне «Шексна», череповчане говорили больше о проблемах, нежели о перспективах. В Петербурге и Ленобласти строились автозаводы, но металл для корпусов машин приходил из-за бугра. Отечественные металлурги в то время еще не освоили выпуск качественного холоднокатаного проката для автопрома, были недоработки по части «белого листа» (проката для выпуска бытовой техники и оборудования пищепрома).

Сегодня «Шексна» – один из крупнейших индустриальных парков России, где работает трубопрокатный завод, компания «Биотек», производители автокомпонентов (стекла и пр.).

За пять лет череповецкие металлурги наладили выпуск стального листа надлежащего качества для петербургского автокластера. Более того: металлический сервис-центр в Колпине стал частью технологической цепи сборки машин. В СМЦ делают заготовки для штамповки, которые поступают на конвейеры иностранных производителей, расквартированных в Петербурге и Ленинградской области. Кстати, во Всеволожске работает еще одна «дочка» «Северстали» – предприятие «Гестамп», выпускающее узлы для автомобилей.

В Колпине на Ижорском трубном заводе успешно выпускают трубы большого диаметра для экспортных газопроводов. Для этого там запущен стан-5000, прокатывающий стальные листы шириной 5 метров, которые на другой исполинской машине сворачивают в трубы диаметром 1420 мм. В Советском Союзе, напомним, такое производство наладить не успели.

«Мой сын работает и. о. мастера на Ижорском трубном», – сказал губернатор Вологодской области, ранее – мэр Череповца, директор социально-бытового комплекса «Северстали» Олег Кувшинников. Когда-то он сам начинал трудовой путь слесарем коксохимического производства на ЧМК.

Сейчас объектом пристального инвестиционного внимания стал второй индустриальный парк Вологодчины – «Сокол», расположенный в одноименном городе, известном своим целлюлозно-бумажным комбинатом. Традиции предопределили кредо будущего парка: глубокая деревообработка, производство фанеры, ДСП и пр. Предполагаемый объем инвестиций – 2 млрд евро.

«Промышленность – основа экономики региона, – пояснил Кувшинников. – Вологодская область входит в двадцатку регионов России по росту индекса промышленного производства. Сейчас у нас ИПП составляет 105,7%».

По этому показателю соседи оставили позади и Петербург, и Ленобласть. Наши регионы в принципе не могли попасть в эту двадцатку, потому что объемы выпуска промышленной продукции у нас год от года падают, а не растут.


Запутались льняные нити

История вторая, пессимистическая. Несколько лет назад автор этих строк был на открытии возрожденного Вологодского льнокомбината, некогда крупнейшего в стране. После развала СССР предприятие загибалось, а потом и вовсе прекратило работу. Та же судьба постигла родственную фабрику «Красная нить», что работала на Выборгской стороне Петербурга с 1849 г. Сейчас в цехах, где когда-то начинал трудовой путь Алексей Косыгин, находится торговый центр, ресторан и прочие объекты культурного досуга.

Но так получилось, что умершая петербургская фабрика помогла возродиться вологодскому комбинату. Выходцы с закрытого предприятия на Выборгской стороне основали компанию «Линум», которая бросила силы на восстановление текстильной промышленности на Вологодчине. Заручившись поддержкой региональных властей, петербуржцы модернизировали фабрики в Вологде и Красавине, что неподалеку от Великого Устюга.

Начиналось все хорошо, но закончилось, увы, плохо: льнокомбинат в областном центре закрылся полтора года назад, оставив многомиллионные долги. Анализировать все причины краха петербургской инициативы уже поздно. По-видимому, одна из них – ошибочная маркетинговая стратегия, когда компания сделала ставку на выпуск дорогих костюмных тканей и попросту не выдержала высокой конкуренции.

Возможно, судьба этого центра импортозамещения сложилась иначе, если бы в Вологде и Красавине наладили пошив относительно недорогих и массовых изделий – удобных и функциональных мужских рубашек, женских платьев и детских костюмов. Лет пять назад всем российским швейникам и текстильщикам было понятно, что основа крупного производства в данной отрасли – крупные заказы по пошиву форменной и спецодежды. Именно эту стратегию выбрала петербургская «БТК групп» (бывшая F.O.S.P.) и не прогадала.

А что же лен? Его до сих пор выращивают на Вологодчине, вот только весь урожай идет на производство пеньки, ваты и технических тканей. Единственный в России лен для одежды и домашнего белья ткут в Иванове. Однако на прилавках правят бал отрезы из Италии и Республики Корея, из которых любители фольклора шьют рубахи и сарафаны.

«Мы обязательно восстановим работу Вологодского льнокомбината, – заявил Олег Кувшинников. – Уже нашелся потенциальный инвестор, но подробности разглашать еще рано».

Так что пока, если вы решите съездить в Вологду, рекомендуем купить на память изделия, вряд ли нуждающиеся в импортозамещении, – кружева. Хотя, судя по экспозициям вологодского Музея кружева, европейские и азиатские мастерицы готовы подставить плечо нашим, если у тех возникнут проблемы. Но сейчас говорить об этом бессмысленно: мастерская при «Линуме» закрылась, однако главное предприятие отрасли – фабрика кружев «Снежинка» – работает на полную мощь.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (5557) от 02.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»
24 Июля 2018

В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»
23 Апреля 2018

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Петербург ищет выход к океану
03 Июля 2017

Петербург ищет выход к океану

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Грядущее в черно-зеленых тонах
28 Июня 2017

Грядущее в черно-зеленых тонах

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

Завод, который спас отрасль
07 Июня 2017

Завод, который спас отрасль

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

«Эмжековец» - это звучит гордо!
12 Мая 2017

«Эмжековец» - это звучит гордо!

с высокой трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга прозвучала идея вернуть к жизни еще одно детище Михаила Горбачева - МЖК.

Игрушки, от которых не отстать
10 Мая 2017

Игрушки, от которых не отстать

Блоки венгерского математика Золтана Дьенеша и палочки бельгийского учителя Джорджа Кюизенера в ХХ веке стали первыми развивающими играми.

 В программе не значатся
28 Апреля 2017

В программе не значатся

Переправа через пути жизненно необходима: так Красносельский район получит второй выезд на Кольцевую автодорогу.

Разведка вышла на Клондайк
26 Апреля 2017

Разведка вышла на Клондайк

С вводом в строй отечественных нефте- и газодобывающих платформ недропользователи оценили близкие и дальние перспективы освоения северо-западной части российского арктического шельфа.