Звучит романс тревожно и светло

Ровно год длился первый петербургский конкурс «Весна романса», сумев привлечь к себе многочисленных поклонников и почитателей. Успех, которым завершилось это необычное соревнование, стал неожиданностью даже для его организаторов. Казалось бы, время сегодня располагает совсем к иным жанрам — до романсов ли нам? Получается, что очень даже «до романсов».
С чем это связано, с какими настроениями мы в данном случае имеем дело? Порассуждать на эту тему по просьбе журналиста Анны АЛЕКСАНДРОВОЙ согласился председатель жюри «Весны романса», народный артист СССР, лауреат государственных премий композитор Андрей ПЕТРОВ.

Звучит романс тревожно и светло |

— Сознаюсь, и для меня оказался неожиданным огромный интерес, сопровождавший все концерты конкурса. Такой, казалось бы, «старомодный» жанр оказался вдруг максимально востребованным. Выяснилось, что романсы сегодня не только с удовольствием поют, их еще и в немалом количестве сочиняют, и среди авторов есть совсем молодые люди. Сам я в свои молодые годы к романсу относился скептически, относя его к мещанской культуре. И только много позже всерьез задумался, что же это такое — настоящий романс.

В связи с очередной работой в кино, помню, меня познакомили с журналистом Борисом Метлицким. У него была замечательная коллекция пластинок, я сидел у него часами, слушал. С интересом узнал, что авторами многих романсов были Великие Князья, даже начальники канцелярии Его Императорского Величества. Стало ясно, что жанр этот — из дворянской культуры, а вовсе не из мещанской. И Чайковский весь вышел из романса. Очень важно было понять, что это явление исконно русское. Если симфония родом из Германии, опера из Италии, шансон, конечно же, из Франции, то романс — из России. В нем все наше — и душа наша загадочная, и славянская сентиментальность, и особая сердечность. То есть как раз те чувства, которых и в жизни, и в искусстве сегодня очень не хватает.

— На недавней пресс-конференции, посвященной закрытию конкурса, композитор Портнов сказал, что романс сегодня заменил для слушателей лирическую песню советских времен и в этом причина его популярности. С этим согласны?

— В какой-то степени. Наивность, простота, которые отличали советскую лирическую песню, безусловно, присутствуют в романсе. Среди современных песен есть, конечно, красивые, но все-таки в них иная энергетика, присущая только нынешнему времени, иной нерв, особый динамизм. А очень многих сегодня тянет к естественности, к простоте. Поэтому тоска по прошлой песне — а может быть, и по прошлой жизни — приводит людей на вечера романса. Кстати, слушатели ведь в основном среднего возраста, молодых пока немного.

— Всплеск народной любви к романсу очевиден. Но когда началось возрождение жанра, который был в свое время едва ли не под запретом?

— Я думаю тогда, когда к сочинительству романса обратились профессиональные композиторы — Исаак Шварц, Вениамин Баснер, Валерий Гаврилин. Потом проснулся интерес и у более молодых. Сейчас ведь романсы поют и Борис Гребенщиков, и Сергей Рогожин. То есть и в рок-движении, и в попсовой среде заметен интерес к жанру.

— А каков был ваш путь к романсу?

— Это довольно долгий путь. Как известно, я начинал с песен. Тогда, в шестидесятые, мое понимание песни вполне совпадало с интересами молодежи. Но у песенного творчества — короткий век. Мода и стиль меняются слишком быстро. Молодежь, любившая мои песни, взрослела, надо было взрослеть и мне. В фильме «Служебный роман», например, действовали уже герои средних лет. Тогда я написал такой полуроманс — «У природы нет плохой погоды». А потом уже были фильмы «О бедном гусаре...», «Жестокий романс» — волей-неволей пришлось окунуться в другое время. Получилось так, что в конце XX века я шел обратным путем и пришел в век XIX.

Так что если говорить о моем пути к романсу, то весь он в фильмах Эльдара Рязанова, там мой генератор, источник вдохновения. В последней нашей общей работе — «Старых клячах» — тоже есть один романс, его Валентин Гафт исполняет.

— Романсы сегодня, как вы уже сказали, поют все: и рок-музыканты, и эстрадники, и оперные солисты, и студенты-консерваторцы. Если уместно обобщение, в чьем исполнении романсы интереснее?

— Обобщение здесь может быть только одно. И у эстрадников, и у оперных певцов в данном случае существуют определенные трудности. Только эти трудности разные. Эстраднику зачастую тяжело справиться с вокалом, ведь здесь требуется очень красивый голос и умение владеть им. У оперных же певцов трудности противоположные — надо отойти от академического пения, создать доверительную атмосферу. Наверное, поэтому самое интересное происходит посередине — явные удачи бывают у драматических артистов. Вот Олег Погудин, один из самых замечательных сегодня исполнителей романсов, — актер по образованию, с очень красивым голосом. Такое сочетание дает превосходный результат.

— А результаты конкурса что показали?

— Думаю, что самая талантливая — Мария Людько, она по образованию теоретик, преподает сольфеджио, сейчас поступила в Академию при Мариинском театре. Она — настоящее открытие конкурса. Интересна и Лариса Луста, консерваторская выпускница, уже известная публике. Она благородна, эмоциональна, красива. Хочется отметить и Зару — ей только шестнадцать, и если ее не испортят, она станет очень интересной певицей.

— Это исполнители. А что касается авторов?

— В финал было отобрано пятнадцать романсов. К моему большому сожалению, среди их создателей почти нет членов нашей композиторской организации. Хотя участвовали человек шесть или семь. Правда, есть ученица нашего Владислава Успенского, студентка Консерватории Ольга Фадеева, она принимала участие также в исполнительском конкурсе и стала лауреатом.

— Значит, и в романсовом пении есть случаи авторского исполнения? Я как раз хотела спросить, существует ли такая традиция?

— Конечно, это не бардовская песня, где автор и исполнитель — понятия неразрывные. Был в свое время Вадим Козин, замечательно певший свои романсы. В прошлом веке такое пение вообще было распространено. Встречается авторское пение романса и сегодня, но это, конечно, не массовое явление.

— Андрей Павлович, а если я попрошу назвать ваш самый любимый романс?

— Один?

— Один. Старинный, сегодняшний — неважно...

— Это романс Валерия Гаврилина на слова Александра Володина «Простите, простите, простите меня, и я вас прощаю»...


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (2233) от 5.05.2000 года.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?