Главная городская газета

Звучит романс тревожно и светло

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью
Звучит романс тревожно и светло |

Ровно год длился первый петербургский конкурс «Весна романса», сумев привлечь к себе многочисленных поклонников и почитателей. Успех, которым завершилось это необычное соревнование, стал неожиданностью даже для его организаторов. Казалось бы, время сегодня располагает совсем к иным жанрам — до романсов ли нам? Получается, что очень даже «до романсов».
С чем это связано, с какими настроениями мы в данном случае имеем дело? Порассуждать на эту тему по просьбе журналиста Анны АЛЕКСАНДРОВОЙ согласился председатель жюри «Весны романса», народный артист СССР, лауреат государственных премий композитор Андрей ПЕТРОВ.

— Сознаюсь, и для меня оказался неожиданным огромный интерес, сопровождавший все концерты конкурса. Такой, казалось бы, «старомодный» жанр оказался вдруг максимально востребованным. Выяснилось, что романсы сегодня не только с удовольствием поют, их еще и в немалом количестве сочиняют, и среди авторов есть совсем молодые люди. Сам я в свои молодые годы к романсу относился скептически, относя его к мещанской культуре. И только много позже всерьез задумался, что же это такое — настоящий романс.

В связи с очередной работой в кино, помню, меня познакомили с журналистом Борисом Метлицким. У него была замечательная коллекция пластинок, я сидел у него часами, слушал. С интересом узнал, что авторами многих романсов были Великие Князья, даже начальники канцелярии Его Императорского Величества. Стало ясно, что жанр этот — из дворянской культуры, а вовсе не из мещанской. И Чайковский весь вышел из романса. Очень важно было понять, что это явление исконно русское. Если симфония родом из Германии, опера из Италии, шансон, конечно же, из Франции, то романс — из России. В нем все наше — и душа наша загадочная, и славянская сентиментальность, и особая сердечность. То есть как раз те чувства, которых и в жизни, и в искусстве сегодня очень не хватает.

— На недавней пресс-конференции, посвященной закрытию конкурса, композитор Портнов сказал, что романс сегодня заменил для слушателей лирическую песню советских времен и в этом причина его популярности. С этим согласны?

— В какой-то степени. Наивность, простота, которые отличали советскую лирическую песню, безусловно, присутствуют в романсе. Среди современных песен есть, конечно, красивые, но все-таки в них иная энергетика, присущая только нынешнему времени, иной нерв, особый динамизм. А очень многих сегодня тянет к естественности, к простоте. Поэтому тоска по прошлой песне — а может быть, и по прошлой жизни — приводит людей на вечера романса. Кстати, слушатели ведь в основном среднего возраста, молодых пока немного.

— Всплеск народной любви к романсу очевиден. Но когда началось возрождение жанра, который был в свое время едва ли не под запретом?

— Я думаю тогда, когда к сочинительству романса обратились профессиональные композиторы — Исаак Шварц, Вениамин Баснер, Валерий Гаврилин. Потом проснулся интерес и у более молодых. Сейчас ведь романсы поют и Борис Гребенщиков, и Сергей Рогожин. То есть и в рок-движении, и в попсовой среде заметен интерес к жанру.

— А каков был ваш путь к романсу?

— Это довольно долгий путь. Как известно, я начинал с песен. Тогда, в шестидесятые, мое понимание песни вполне совпадало с интересами молодежи. Но у песенного творчества — короткий век. Мода и стиль меняются слишком быстро. Молодежь, любившая мои песни, взрослела, надо было взрослеть и мне. В фильме «Служебный роман», например, действовали уже герои средних лет. Тогда я написал такой полуроманс — «У природы нет плохой погоды». А потом уже были фильмы «О бедном гусаре...», «Жестокий романс» — волей-неволей пришлось окунуться в другое время. Получилось так, что в конце XX века я шел обратным путем и пришел в век XIX.

Так что если говорить о моем пути к романсу, то весь он в фильмах Эльдара Рязанова, там мой генератор, источник вдохновения. В последней нашей общей работе — «Старых клячах» — тоже есть один романс, его Валентин Гафт исполняет.

— Романсы сегодня, как вы уже сказали, поют все: и рок-музыканты, и эстрадники, и оперные солисты, и студенты-консерваторцы. Если уместно обобщение, в чьем исполнении романсы интереснее?

— Обобщение здесь может быть только одно. И у эстрадников, и у оперных певцов в данном случае существуют определенные трудности. Только эти трудности разные. Эстраднику зачастую тяжело справиться с вокалом, ведь здесь требуется очень красивый голос и умение владеть им. У оперных же певцов трудности противоположные — надо отойти от академического пения, создать доверительную атмосферу. Наверное, поэтому самое интересное происходит посередине — явные удачи бывают у драматических артистов. Вот Олег Погудин, один из самых замечательных сегодня исполнителей романсов, — актер по образованию, с очень красивым голосом. Такое сочетание дает превосходный результат.

— А результаты конкурса что показали?

— Думаю, что самая талантливая — Мария Людько, она по образованию теоретик, преподает сольфеджио, сейчас поступила в Академию при Мариинском театре. Она — настоящее открытие конкурса. Интересна и Лариса Луста, консерваторская выпускница, уже известная публике. Она благородна, эмоциональна, красива. Хочется отметить и Зару — ей только шестнадцать, и если ее не испортят, она станет очень интересной певицей.

— Это исполнители. А что касается авторов?

— В финал было отобрано пятнадцать романсов. К моему большому сожалению, среди их создателей почти нет членов нашей композиторской организации. Хотя участвовали человек шесть или семь. Правда, есть ученица нашего Владислава Успенского, студентка Консерватории Ольга Фадеева, она принимала участие также в исполнительском конкурсе и стала лауреатом.

— Значит, и в романсовом пении есть случаи авторского исполнения? Я как раз хотела спросить, существует ли такая традиция?

— Конечно, это не бардовская песня, где автор и исполнитель — понятия неразрывные. Был в свое время Вадим Козин, замечательно певший свои романсы. В прошлом веке такое пение вообще было распространено. Встречается авторское пение романса и сегодня, но это, конечно, не массовое явление.

— Андрей Павлович, а если я попрошу назвать ваш самый любимый романс?

— Один?

— Один. Старинный, сегодняшний — неважно...

— Это романс Валерия Гаврилина на слова Александра Володина «Простите, простите, простите меня, и я вас прощаю»...


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (2233) от 5.05.2000 года.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook