Звон античной бронзы. Экспонаты из коллекции маркиза Кампаны показывают в Петербурге

В Манеже Малого Эрмитажа продолжает работу выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны», один из разделов которой посвящен бронзовым предметам: шлемам и мечам, кувшинам и жаровням, сковородкам и канделябрам. В собрании Кампаны числилось 724 таких артефакта, многие теперь хранятся в Эрмитаже, некоторые можно видеть на выставке. Они сгруппированы в отдельных витринах.

Звон античной бронзы. Экспонаты из коллекции маркиза Кампаны показывают в Петербурге |

В XIX столетии, когда маркиз собирал коллекцию, считалось, что музей должен в первую очередь образовывать посетителей. Его экспозиции обязаны содержать как можно больше полезной информации. Витрины с бронзами вполне соответствуют этим требованиям, ибо могут рассказать не одну увлекательную историю.

Например, глядя на предметы античного вооружения: шлемы, поножи, кирасы, наконечники копий, нетрудно вообразить себе древнего воина. Убедиться в том, не ошибся ли, можно, отыскав его изображение на какой-нибудь вазе.

Интересно, что на выставке нет ни одного щита. В процессе ее подготовки они поступили в реставрационную лабораторию, там и остались. Дело в том, что эти экспонаты могут поведать не столько о мастерстве античных оружейников, сколько о находчивости реставраторов позапрошлого века.

Первый собран из двух разных предметов. Наружная часть (обод), скорее всего, действительно остаток щита. Внутренняя же служила в прошлой жизни потерой (блюдом). Два века назад при реставрации их соединили - вставив блюдо в круглую «раму», сделали его основой щита. Почти настоящего. На выставке сложносочиненный щит решили не показывать, зато там можно отыскать потеру, аналогичную той, что, по воле реставраторов, сменила предназначение.

Второй пример еще удивительнее. Это большой щит, сделанный в XIX веке из кровельной меди, но очень похожий на античный (вероятно, его создатели ориентировались на изображения, которые сохранились на древних вазах и рельефах). Дабы придать «артефакту» немного подлинности, мастера украсили его античными бляшками-полусферами, найденными при раскопках. Современные специалисты полагают, что изначально это были своеобразные гвозди с округлыми шляпками, которые скрепляли и одновременно украшали деревянный трон или саркофаг.

В центр щита поместили самое эффектное - узорную металлическую пластину, так называемый кардиофюлакс (нагрудный щиток). Такой можно увидеть на груди у статуй Афины, а также в одной из витрин выставки собрания Кампаны.

Кураторы думали о том, чтобы дополнить выставку разделом, посвященным истории реставрации. Он позволил бы порассуждать о том, как век за веком меняются методы и принципы работы реставраторов.

В XIX веке полагали, что часть предмета зрителю не интересна, потому по собственному разумению восполняли утраты древней статуи или сосуда. В идеале используя современные экспонату материалы, при необходимости не гнушаясь и новыми.

Сейчас задачей стало сохранение памятника в том виде, в каком он дошел до нас. Ибо история его жизни - тоже предмет для изучения. И с этой точки зрения следы старых реставраций - история вполне музейная. Не случайно на выставке рядом с подлинными снарядами для пращи (украшенными ругательными надписями) демонстрируются и поддельные.

Выставку, в конце концов, решили не перегружать еще одним разделом, зато задумались о создании постоянной экспозиции такого рода.

Пока посетитель может рассмотреть во всех подробностях античную кочергу, кувшин с носиком в виде утиного клюва и курильницу в виде птицы (они сохранились настолько хорошо, что реставраторам XIX столетия не довелось дать волю своей фантазии).

#бронза #выставка #музеи Петербурга #артефакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6528) от 19.09.2019 под заголовком «Звон античной бронзы».


Комментарии