Звон античной бронзы. Экспонаты из коллекции маркиза Кампаны показывают в Петербурге

В Манеже Малого Эрмитажа продолжает работу выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны», один из разделов которой посвящен бронзовым предметам: шлемам и мечам, кувшинам и жаровням, сковородкам и канделябрам. В собрании Кампаны числилось 724 таких артефакта, многие теперь хранятся в Эрмитаже, некоторые можно видеть на выставке. Они сгруппированы в отдельных витринах.

Звон античной бронзы. Экспонаты из коллекции маркиза Кампаны показывают в Петербурге |

В XIX столетии, когда маркиз собирал коллекцию, считалось, что музей должен в первую очередь образовывать посетителей. Его экспозиции обязаны содержать как можно больше полезной информации. Витрины с бронзами вполне соответствуют этим требованиям, ибо могут рассказать не одну увлекательную историю.

Например, глядя на предметы античного вооружения: шлемы, поножи, кирасы, наконечники копий, нетрудно вообразить себе древнего воина. Убедиться в том, не ошибся ли, можно, отыскав его изображение на какой-нибудь вазе.

Интересно, что на выставке нет ни одного щита. В процессе ее подготовки они поступили в реставрационную лабораторию, там и остались. Дело в том, что эти экспонаты могут поведать не столько о мастерстве античных оружейников, сколько о находчивости реставраторов позапрошлого века.

Первый собран из двух разных предметов. Наружная часть (обод), скорее всего, действительно остаток щита. Внутренняя же служила в прошлой жизни потерой (блюдом). Два века назад при реставрации их соединили - вставив блюдо в круглую «раму», сделали его основой щита. Почти настоящего. На выставке сложносочиненный щит решили не показывать, зато там можно отыскать потеру, аналогичную той, что, по воле реставраторов, сменила предназначение.

Второй пример еще удивительнее. Это большой щит, сделанный в XIX веке из кровельной меди, но очень похожий на античный (вероятно, его создатели ориентировались на изображения, которые сохранились на древних вазах и рельефах). Дабы придать «артефакту» немного подлинности, мастера украсили его античными бляшками-полусферами, найденными при раскопках. Современные специалисты полагают, что изначально это были своеобразные гвозди с округлыми шляпками, которые скрепляли и одновременно украшали деревянный трон или саркофаг.

В центр щита поместили самое эффектное - узорную металлическую пластину, так называемый кардиофюлакс (нагрудный щиток). Такой можно увидеть на груди у статуй Афины, а также в одной из витрин выставки собрания Кампаны.

Кураторы думали о том, чтобы дополнить выставку разделом, посвященным истории реставрации. Он позволил бы порассуждать о том, как век за веком меняются методы и принципы работы реставраторов.

В XIX веке полагали, что часть предмета зрителю не интересна, потому по собственному разумению восполняли утраты древней статуи или сосуда. В идеале используя современные экспонату материалы, при необходимости не гнушаясь и новыми.

Сейчас задачей стало сохранение памятника в том виде, в каком он дошел до нас. Ибо история его жизни - тоже предмет для изучения. И с этой точки зрения следы старых реставраций - история вполне музейная. Не случайно на выставке рядом с подлинными снарядами для пращи (украшенными ругательными надписями) демонстрируются и поддельные.

Выставку, в конце концов, решили не перегружать еще одним разделом, зато задумались о создании постоянной экспозиции такого рода.

Пока посетитель может рассмотреть во всех подробностях античную кочергу, кувшин с носиком в виде утиного клюва и курильницу в виде птицы (они сохранились настолько хорошо, что реставраторам XIX столетия не довелось дать волю своей фантазии).

#бронза #выставка #музеи Петербурга #артефакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6528) от 19.09.2019 под заголовком «Звон античной бронзы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?