Звезды мировой оперы выступили на гала-концерте фестиваля искусств «Елена»

В трехчасовом гала-концерте открытия IV международного фестиваля искусств «Елена» в Большом зале Филармонии приняли участие звезды мировой оперы во главе с басом Ильдаром Абдразаковым - художественным руководителем Международной академии музыки Елены Образцовой.

Звезды мировой оперы выступили на гала-концерте фестиваля искусств «Елена» | ФОТО предоставлено пресс-службой Международной академии музыки Елены Образцовой

ФОТО предоставлено пресс-службой Международной академии музыки Елены Образцовой

7 июля этого года Елене Васильевне Образцовой исполнилось бы 80 лет. Дух ее продолжает свою жизнь в любимых «ребятишках», учениках в широком смысле (преподавательскую деятельность профессора Московской консерватории певица завершила очень давно, своих учениц у нее было около десяти), одним из которых может считать себя Ильдар Абдразаков, обладатель первого «Гран-при» в истории ее конкурса в 1999 году. Сегодня на его счету десятки побед и призов, включая самую последнюю - престижнейшую в мире классической музыки премию Франко Аббьяти, присужденную итальянской Национальной ассоциацией музыкальной критики. На плечи Ильдара Елена Васильевна буквально накануне своего ухода в Вечность возложила миссию руководителя академии, директором которой стала дочь певицы Елена Макарова.

Елена Васильевна мечтала приглашать в ее любимый Петербург друзей со всего света - великих певиц и певцов для того, чтобы они делились своим опытом. К ней на ее международный конкурс молодых оперных певцов приезжали и Тереса Берганса, и Рената Скотто, и Илеана Котрубас, и ныне покойная Джоан Сазерленд, и выдающиеся тенора. Будут приезжать звездные друзья в эту академию и к Ильдару Абдразакову, а их у него немало. Академия существует уже четыре года и, по словам дочери певицы, существует вполне благополучно, в том числе в востребованных нынче направлениях эстрадного и мюзиклового вокала.

Концерт открытия собрал голоса, с которыми великая певица с удовольствием выступила бы в одном спектакле - породистые, холеные, азартные. Три часа концерта пролетели как миг не только благодаря хорошо составленной программе, но и духу творческой свободы исполнителей, которые, кажется, могли бы петь до утра. Именно благодаря такому творческому ресурсу и способна полнокровно функционировать опера, которой сегодня так недостает этих самых больших голосов.

Концерт открылся мало кому известной увертюрой к ранней опере Верди «Король на час». Фабио Мастранджело и его оркестр театра «Мюзик-холл» «Северная симфония» не скрывали восторга, открывая для себя и слушателей ранний вердиевский шедевр. В нем слышалось очень много россиниевского, напоминая прежде всего о «Вильгельме Телле», однако и вердиевские гармонии и драматически упругие ритмы угадывались без труда.

Лидер вечера Ильдар Абдразаков продолжил тему забытых шедевров, исполнив арию Оберто из нигде в России не идущей одноименной первой оперы Верди. В этой арии искушенные слушатели могли почувствовать шлейф бельканто Беллини и разглядеть благородные черты будущего героя - рефлексирующего Аттилы. Аттила предстал в дуэте с римлянином Эцио в исполнении баритона Василия Ладюка, чуть не переперчившего концерт сильным элементом шоу. Ладюк активно обыграл выходную арию Фигаро из «Севильского цирюльника», где его вызов с энтузиазмом принял заводной маэстро Мастранджело, который за пультом от начала до конца демонстрировал, что работа дирижера сравнима с сеансом самого активного фитнеса.

Свой прогрессирующий на россиниевских дрожжах комический талант Абдразаков показал в дуэте шарлатана Дулькамара с доверчивым деревенским недотепой Неморино в исполнении мексиканского тенора Рамона Варгаса - главной приглашенной звезды концерта. В свои 59 Варгас не «демонстрировал себя на пике формы», оставшемся позади. Он подкупал искренностью и нежностью интонаций. Варгас заворожил зал и плачем Федерико из «Арлезианки» Чилеа, и особенно арией Ленского - своим тщательно выученным русским. В дуэте Риккардо и Амелии из «Бала-маскарада» Верди с сопрано Вероникой Джиоевой он захватил публику горячей страстью. А вот тенором на пике формы показал себя солист Мариинского театра Сергей Скороходов, победно исполнив арии Водемона из «Иоланты» Чайковского и Калафа из «Турандот» Пуччини.

Вероника Джиоева (на снимке) выступила от цеха лирико-драматических сопрано, голоса в оперной индустрии бесценного. В арии Русалки из одноименной оперы Дворжака она козырнула не только ровностью регистров, расцветая в верхнем и сверкая темными обертонами в низком, но и отменной артикуляцией сложного чешского языка. В арии Тоски из оперы Пуччини Вероника гипнотизировала зал имперской пышностью своего сопрано.

Публике предоставили редкую возможность услышать сразу два отменных сопрано. Второй была итальянка Даниэла Скиллачи, выступившая с несколькими номерами - дуэтом Леоноры и ди Луны из «Трубадура» вместе с Василием Ладюком, сложной арией королевы Елизаветы Tu che le vanita из «Дон Карлоса» Верди и выходной арией леди Макбет из оперы Верди. Тембром своего сопрано она напомнила еще об одной великой - Марии Каллас, которая всегда была путеводной звездой для Образцовой. Напомнила она об этом и полным погружением в образ, завораживая этим слушателей, которым, к сожалению, нечасто приходится встречаться на оперной сцене с чем-то подобным. Современные певцы привыкают экономить себя, а опера требует абсолютной самоотдачи.

В репертуаре меццо-сопрано выступила Олеся Петрова, любимица не только петербургской, но и нью-йоркской, и много какой другой публики. Ученица Ирины Богачевой, консерваторской подруги Елены Образцовой, исполнила третью арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса и арию принцессы де Буйон из «Адрианы Лекуврер» Чилеа. Своим примером Олеся Петрова еще раз доказала, что без сильной личности в оперном искусстве - никуда.

Читайте также о том, что Конкурс имени Глинки определил будущих звезд мировой сцены.

#Опера #фестиваль #Филармония

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6439) от 16.05.2019 под заголовком «Елена и «ребятишки»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...