Звезды мировой оперы выступили на гала-концерте фестиваля искусств «Елена»

В трехчасовом гала-концерте открытия IV международного фестиваля искусств «Елена» в Большом зале Филармонии приняли участие звезды мировой оперы во главе с басом Ильдаром Абдразаковым - художественным руководителем Международной академии музыки Елены Образцовой.

Звезды мировой оперы выступили на гала-концерте фестиваля искусств «Елена» | ФОТО предоставлено пресс-службой Международной академии музыки Елены Образцовой

ФОТО предоставлено пресс-службой Международной академии музыки Елены Образцовой

7 июля этого года Елене Васильевне Образцовой исполнилось бы 80 лет. Дух ее продолжает свою жизнь в любимых «ребятишках», учениках в широком смысле (преподавательскую деятельность профессора Московской консерватории певица завершила очень давно, своих учениц у нее было около десяти), одним из которых может считать себя Ильдар Абдразаков, обладатель первого «Гран-при» в истории ее конкурса в 1999 году. Сегодня на его счету десятки побед и призов, включая самую последнюю - престижнейшую в мире классической музыки премию Франко Аббьяти, присужденную итальянской Национальной ассоциацией музыкальной критики. На плечи Ильдара Елена Васильевна буквально накануне своего ухода в Вечность возложила миссию руководителя академии, директором которой стала дочь певицы Елена Макарова.

Елена Васильевна мечтала приглашать в ее любимый Петербург друзей со всего света - великих певиц и певцов для того, чтобы они делились своим опытом. К ней на ее международный конкурс молодых оперных певцов приезжали и Тереса Берганса, и Рената Скотто, и Илеана Котрубас, и ныне покойная Джоан Сазерленд, и выдающиеся тенора. Будут приезжать звездные друзья в эту академию и к Ильдару Абдразакову, а их у него немало. Академия существует уже четыре года и, по словам дочери певицы, существует вполне благополучно, в том числе в востребованных нынче направлениях эстрадного и мюзиклового вокала.

Концерт открытия собрал голоса, с которыми великая певица с удовольствием выступила бы в одном спектакле - породистые, холеные, азартные. Три часа концерта пролетели как миг не только благодаря хорошо составленной программе, но и духу творческой свободы исполнителей, которые, кажется, могли бы петь до утра. Именно благодаря такому творческому ресурсу и способна полнокровно функционировать опера, которой сегодня так недостает этих самых больших голосов.

Концерт открылся мало кому известной увертюрой к ранней опере Верди «Король на час». Фабио Мастранджело и его оркестр театра «Мюзик-холл» «Северная симфония» не скрывали восторга, открывая для себя и слушателей ранний вердиевский шедевр. В нем слышалось очень много россиниевского, напоминая прежде всего о «Вильгельме Телле», однако и вердиевские гармонии и драматически упругие ритмы угадывались без труда.

Лидер вечера Ильдар Абдразаков продолжил тему забытых шедевров, исполнив арию Оберто из нигде в России не идущей одноименной первой оперы Верди. В этой арии искушенные слушатели могли почувствовать шлейф бельканто Беллини и разглядеть благородные черты будущего героя - рефлексирующего Аттилы. Аттила предстал в дуэте с римлянином Эцио в исполнении баритона Василия Ладюка, чуть не переперчившего концерт сильным элементом шоу. Ладюк активно обыграл выходную арию Фигаро из «Севильского цирюльника», где его вызов с энтузиазмом принял заводной маэстро Мастранджело, который за пультом от начала до конца демонстрировал, что работа дирижера сравнима с сеансом самого активного фитнеса.

Свой прогрессирующий на россиниевских дрожжах комический талант Абдразаков показал в дуэте шарлатана Дулькамара с доверчивым деревенским недотепой Неморино в исполнении мексиканского тенора Рамона Варгаса - главной приглашенной звезды концерта. В свои 59 Варгас не «демонстрировал себя на пике формы», оставшемся позади. Он подкупал искренностью и нежностью интонаций. Варгас заворожил зал и плачем Федерико из «Арлезианки» Чилеа, и особенно арией Ленского - своим тщательно выученным русским. В дуэте Риккардо и Амелии из «Бала-маскарада» Верди с сопрано Вероникой Джиоевой он захватил публику горячей страстью. А вот тенором на пике формы показал себя солист Мариинского театра Сергей Скороходов, победно исполнив арии Водемона из «Иоланты» Чайковского и Калафа из «Турандот» Пуччини.

Вероника Джиоева (на снимке) выступила от цеха лирико-драматических сопрано, голоса в оперной индустрии бесценного. В арии Русалки из одноименной оперы Дворжака она козырнула не только ровностью регистров, расцветая в верхнем и сверкая темными обертонами в низком, но и отменной артикуляцией сложного чешского языка. В арии Тоски из оперы Пуччини Вероника гипнотизировала зал имперской пышностью своего сопрано.

Публике предоставили редкую возможность услышать сразу два отменных сопрано. Второй была итальянка Даниэла Скиллачи, выступившая с несколькими номерами - дуэтом Леоноры и ди Луны из «Трубадура» вместе с Василием Ладюком, сложной арией королевы Елизаветы Tu che le vanita из «Дон Карлоса» Верди и выходной арией леди Макбет из оперы Верди. Тембром своего сопрано она напомнила еще об одной великой - Марии Каллас, которая всегда была путеводной звездой для Образцовой. Напомнила она об этом и полным погружением в образ, завораживая этим слушателей, которым, к сожалению, нечасто приходится встречаться на оперной сцене с чем-то подобным. Современные певцы привыкают экономить себя, а опера требует абсолютной самоотдачи.

В репертуаре меццо-сопрано выступила Олеся Петрова, любимица не только петербургской, но и нью-йоркской, и много какой другой публики. Ученица Ирины Богачевой, консерваторской подруги Елены Образцовой, исполнила третью арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса и арию принцессы де Буйон из «Адрианы Лекуврер» Чилеа. Своим примером Олеся Петрова еще раз доказала, что без сильной личности в оперном искусстве - никуда.

Читайте также о том, что Конкурс имени Глинки определил будущих звезд мировой сцены.

#Опера #фестиваль #Филармония

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6439) от 16.05.2019 под заголовком «Елена и «ребятишки»».


Комментарии