Зритель стал серьезнее. Что изменилось в музеях и театрах после карантина?

Музей и зритель в период адаптации: что изменилось после карантина, что осталось прежним? Об этом корреспондент Вадим МИХАЙЛОВ беседовал с Анной КОВАЛЕВСКОЙ, руководителем экспозиционно-выставочного отдела Музея городской скульптуры.

Зритель стал серьезнее. Что изменилось в музеях и театрах после карантина? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Сколько времени был закрыт из-за карантина выставочный зал музея?

– Почти четыре месяца – с 19 марта по 6 июля.

– Вам пришлось переверстывать планы?

– Конечно. Всего неделю проработала замечательная выставка скульптуры и графики Пелагеи Шуриги. Мы долго ее готовили, многие произведения показывались впервые.

Пришлось перенести выставку «Музей городской скульптуры в годы блокады», посвященную 75-летию Победы. Планируем открыть ее в ноябре. По этой причине выставка к 140-летию Александра Блока, который родился в ноябре, переехала на сентябрь-октябрь.

– Были проекты, которые слетели совсем?

– Были, но это произошло только по желанию наших партнеров. У них изменились собственные планы.

– Как вы встретили день возобновления работы?

– Ни на что мы особенно не рассчитывали. Выложили информацию о новых выставках на сайте музея и на его страницах в социальных сетях. И неожиданно для нас в первый обычный день работы зала, когда уже нет публики, приглашенной авторами, на выставки фотографии и художников Лесовых пришли около ста человек.

– То есть как будто и не было вируса?

– Да, если говорить о количестве посетителей. Больше всего меня удивило, что люди без возражений надевали обязательные маски. А те, кто ее забыл, шли к метро покупать. Наши скромные возможности не позволяют установить автоматы по продаже масок, как это делают крупные музеи.

– А социологией зрителя вы занимались?

– Ну строгой наукой это не назовешь. Но мы специально попросили смотрителей, которым обычно не рекомендуется по собственной инициативе вступать в разговоры с публикой, пообщаться с ней.

– И что узнали смотрители?

– Первое: люди соскучились по живым выставкам, интересуются, спрашивают, где можно узнать про них. Второе: люди сознают, что полностью все риски невозможно исключить, но все равно приходят и приводят детей. В том числе в субботу и воскресенье, когда погода еще позволяет отдыхать на природе. Третье: они соскучились по общению между собой.

– Как вы это узнали?

– Выставку японской керамики «якисимэ», которая недавно открылась, сопровождает небольшой фильм об этом старинном искусстве. Мы по всем санитарным правилам установили стулья на расстоянии 1,5 метра один от другого. И регулярно обнаруживаем, что они сдвинуты вместе.

Ленинградцы-петербуржцы всегда интересовались японским искусством.

Так было и на этот раз. В день вернисажа пришли в общей сложности примерно 250 человек. Мы заранее предупреждали, что будем пускать небольшими группами, и нашли полное понимание.

– Появился ли у вас новый «посткарантинный» зритель?

– Пока рано об этом говорить. Но, на мой взгляд, стало меньше тех, кто видит в посещении музея ненавязчивое развлечение, и больше тех, кто приходит, понимая, что потребуются усилия – интеллектуальные и эмоциональные.

#выставка #Музей городской скульптуры #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6775) от 01.10.2020 под заголовком «Зритель стал серьезнее».


Комментарии