Зодчему салютует пушка. В Ораниенбауме отметили День Ринальди

В списке праздников музея-заповедника «Петергоф» появился еще один - День Ринальди. Отметили его в Ораниенбауме, где больше двух десятилетий работал итальянский архитектор. Поводом наведаться туда стала не только 310-я годовщина со дня его рождения, но и реставрация созданных им построек. В числе приглашенных были специалисты КГИОП, представители давнего партнера реставрационных проектов музея-заповедника ПАО «Газпром», журналисты.

Зодчему салютует пушка. В Ораниенбауме отметили День Ринальди | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

День выдался тихий, без солнца, но и без дождя. Золото листвы на траве и деревьях в почти безлюдном парке стало удачным обрамлением открытия после реставрации Почетных ворот бывшей крепости Петерштадт. Тремя выстрелами салютовала пушка, гвардейцы в форме времен Петра III распахнули тяжелые створки.

Каменные ворота, получившие имя Почетных, - первая постройка Ринальди в России. На золоченом флюгере шпиля есть надпись «1757 год». До нашего времени объект культурного наследия федерального значения дошел сохранившимся, но, как свидетельствуют очевидцы, еще не так давно его облик вызывал сожаление. Десять лет назад бесхозные створки кованых ворот валялись в парке с утраченными элементами декора.

На восстановление памятника ушел год. Реставраторы вернули ему исторический цвет фасадов, отремонтировали кровлю, цоколь, воссоздали утраченные элементы ажурных створок, позолотили флюгер и яблоко...

Можно считать, Ринальди получил к дню рождения замечательный подарок. Следующих даров ему придется подождать. В их числе Катальная горка.

2Катальная-горка_Д.jpg

Сегодня павильон в строительных лесах и мало похож на предмет гордости Екатерины II, который она показывала именитым гостям. «Гору для полетов» Ринальди строил больше пятнадцати лет. Огромное летнее увеселительное сооружение кроме скатов длиной 530 метров включало павильон и галерею с колоннадой. Сверху можно было наблюдать, как тележки на колесиках с большой скоростью катились в парк.

Горки разобрали еще в XIX веке, а павильон остался. Сегодня это единственный в нашей стране памятник архитектуры XVIII столетия, в парадных комнатах которого - Круглом зале, Белом и Фарфоровом кабинетах - сохранилась отделка полов искусственным мрамором. В Фарфоровом кабинете располагались созданные на Мейсенском заводе сорок фарфоровых композиций, в аллегорической форме прославляющих победу русского оружия в Чесменском сражении.

Павильон открывался как музей в середине прошлого века, но в нем не удавалось поддерживать необходимые режимы температуры и влажности. В 1980 - 1990-е годы дважды начинались реставрационные работы, но из-за недостаточного финансирования и частой смены подрядчика прерывались.

Реставрация возобновилась прошлым летом и должна завершиться к концу 2021 года. Как рассказывает главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов, реставраторы повторяют технологию, по которой фасад штукатурился при Ринальди - грунт и известковая краска. Кроме ремонта фасадов предполагается консервация и реставрация отделки парадных интерьеров, а также оснащение здания системой контроля и поддержания климата. Планируется, что в павильоне после его реставрации разместится музей «Императорские забавы 2», посвященный потехам и затеям XVIII века.

В Катальную горку гостей не пустили, зато они получили возможность осмотреть в Китайском дворце залы уже отреставрированные, и те, которые примут посетителей в следующем сезоне.

Вряд ли Ринальди предполагал, что «маленький домик», построенный им для императрицы в 1750 - 1768 годах, так долго простоит в нашем климате. Ценность представляет его внутреннее убранство - наборные полы, созданные по рисункам архитектора, коллекция плафонов, написанных живописцами Венецианской академии художеств, лепное убранство залов, выполненное Альберто Джани из модного в эпоху рококо искусственного мрамора.

Реставрация уникального творения Ринальди длится уже десять лет, за это время первоначальный облик обрели десять из семнадцати интерьеров. В их числе знаменитый Стеклярусный кабинет, отреставрированный эрмитажными специалистами.

Теперь пришла очередь западной половины дворца, где располагаются комнаты Екатерины II. К следующему сезону публика увидит два зала - Штукатурный покой и Малый китайский кабинет.

Сейчас о былом великолепии этих интерьеров напоминает разве что живописный плафон на потолке. Они стоят без мебели, с голыми стенами.

Трудно поверить, что спустя несколько месяцев эти залы будут выглядеть иначе.

- Китайский дворец - объект тяжелый, - говорит директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. - Здесь плохие грунты, место сложное. Екатерина строила себе игрушку, она не думала, что дворец простоит столько лет и станет памятником мирового уровня. Во все времена существования Китайского дворца его спасали. Пока не разработали концепцию, сделали подполье и отопление, он выстуживался зимой, на стенах и под паркетом появлялись языки льда. Теперь дворец отапливается, зимой стоит температура плюс 4 - 5 градусов. Зданию не так страшно жить.

После того как следующим летом откроются для посетителей Малый китайский и Штукатурный кабинеты, еще пять интерьеров будут ждать реставрации - Большой китайский зал (самый сложный по отделке), Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и кабинет Екатерины.

Предполагаемый срок полного завершения реставрации дворца - декабрь 2024 года.

#Ораниенбаум #ГМЗ «Петергоф» #архитектура #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6546) от 15.10.2019 под заголовком «Зодчему салютует пушка».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?