Главная городская газета

Зина Сотина предсказывает весну

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью

«Музыка войны и победы» прозвучит над Петропавловской крепостью

В День памяти и скорби, 22 июня, в 18.00 в Петербурге состоится традиционная музыкальная акция. Читать полностью

В Петербурге выступит «Сумасшедшая королева барокко»

Единственный концерт немецкой дивы сопрано в Северной столице состоится в Георгиевском зале Михайловского замка. Читать полностью

Не стало Станислава Говорухина

Российский и советский режиссер Станислав Говорухин скончался в санатории «Барвиха» после продолжительной болезни в возрасте 82 лет. Читать полностью

«Кинотавр» на петербургской волне

В Сочи прошла церемония закрытия 29-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр». Смотр стартовал и завершился на «петербургских» нотах. Читать полностью

«Многогранный Петербург» заговорил на разных языках

Голоса были юны, сильны и свежи, а эмоциональность и проникновенность, с которой иностранные студенты петербургских вузов пели и декламировали стихи на русском языке, по-настоящему трогали и изумляли публику. Читать полностью
Зина Сотина предсказывает весну | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В здании правительства Ленинградской области (Суворовский проспект, 67) открылась выставка петербургской художницы Зины Сотиной, мастера, умеющего с помощью простых, порой наивных, порой ироничных, но всегда беспафосных картин говорить о вечных темах.

Выставка невелика - всего 20 полотен, но именно это позволяет останавливаться перед каждым. Профессиональная работа - это очевидно, но у нас много образованных авторов. Яркая солнечная палитра - но и мастеров яркого цвета в Петербурге хватает. Сюжеты узнаваемы - да мало ли у нас живописцев - специалистов, впрочем, как и псевдоспециалистов по современному народному лубку.

Когда Сотину начинают спрашивать о школах и предшественниках, она перебивает: «В Мухинском училище умели развивать таланты, данные природой, я получила очень хорошее образование. Стиль определяется сюжетом, если про деревенскую жизнь, то лубок, если вспышка солнца, то импрессионизм».

Мы попросили художницу провести мини-экскурсию по выставке. Сотина начала ее с картины «Колыбельная» - счастливая юная мама качает люльку с младенцем, рядом - такой же молодой отец на фоне деревенской церкви. «Эта картина посвящена моей бабушке и деду со стороны отца. Он был священником, после революции вынужден был перебраться из Петрограда в деревню Горцы под Старой Руссой, служил там в местном храме и погиб в 1938-м.»

Бабушка - выпускница Смольного института - привила Зине интерес к рисованию. Детство Зины прошло в закрытом городе военных моряков Североморске, где служил отец. Каждое лето детей вывозили в ведомственный пионерский лагерь на море, в Геленджик. Оттуда интерес Сотиной к натюрмортам с изображением китайских синих солнечных зонтиков. После одного месяца на юге Зина приезжала на все остальное лето в Горцы. Как воспоминание об этом времени появилась картина «Деревенские дети». «Тогда там было много местных детей, они были хулиганистые, все время играли в войну...» - говорит художница.

После школы Сотина приезжает в Ленинград, недолго учится в ЛИСИ, потом знакомится с педагогом из Академии художеств Екатериной Ситник, ученицей Андрея Мыльникова, которая настоятельно советует Зине заниматься живописью и за руку приводит ее в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова. После его окончания - Мухинское училище и выбор пути свободного художника. Не оттуда ли истоки картины «Пойду, куда глаза глядят» - девушка в синем платке с рюкзачком за спиной ищет свой Путь, который пока в буквальном смысле усыпан цветами.

В перестроечном 1988 году в ленинградском Дворце молодежи состоялась совместная выставка Зины Сотиной и Бориса Гребенщикова, потом на съемках фильма «Два капитана-2» она познакомилась с Сергеем Курехиным. Картины с изображением женских диалогов - «Никому не говори» и «Информагентство «Сплетницы» напоминают о замечательном музыканте и перформере, иронисте и пересмешнике.

В 1990-е годы к Сотиной приходит российская и международная известность, проходят выставки - от Франкфурта до Панамы, ее картины приобретают в свои коллекции известные политики и крупные бизнесмены. Картины художницы оказываются понятными и востребованными самыми разными людьми. Возможно, по той причине, что в них всегда обнаруживается второй и третий план. В цветочном натюрморте «Огоньки» на столе лежат вишни - символ красоты, добра, удачи и много чего еще. В разных странах изображение вишен считывают по-разному.

Но Сотина не случайно говорит, что она петербурженка в четвертом поколении. На картине «Каток во дворе» - девочка, упавшая на лед, и юная пара, которая налаживает первые отношения, и три снегиря, которые играют важную роль. «Раньше этих птиц в городе было много, а теперь нет совсем. Наверное, плохая экология выгнала», - печально замечает Сотина.

Художница останавливается у эффектного женского портрета, названного ею «Первый снег». Спрашиваем: «Это автопортрет?» «Возможно», - отвечает она, оставляя зрителю решать, радоваться ли первому снегу, как это делают многие другие персонажи картины, или печалиться, как большой рыжий кот, вышедший на мороз.

Сотина завершает экскурсию по выставке у картины «Первый весенний день» и поясняет, что это вид из окна ее мастерской на Васильевском острове: «Помните ощущение первого дождя? Скоро весна».

Сотрудники и посетители Дома правительства Ленинградской области могут увидеть выставку работ Зинаиды Сотиной по 15 февраля.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook