Живописцы двух императриц. В Михайловском замке открылась выставка «Художники Бельские»

В Михайловском замке Русский музей открыл выставку «Художники Бельские», приуроченную сразу к трем круглым датам - 300-летию со дня рождения Ивана Бельского, 290-летию со дня рождения его братьев Алексея и Ефима, 225-летию со дня смерти его сына Михаила.

Живописцы двух императриц. В Михайловском замке открылась выставка «Художники Бельские» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Бывает так, что подготовительный эскиз оказывается ярче и выразительнее законченного полотна. Именно благодаря своей незавершенности, недосказанности, которая провоцирует воображение зрителя, приглашая его к сотворчеству. Эта выставка производит аналогичное впечатление. Она кажется наброском чего-то большего, скорее вопросом, чем ответом. И оттого побывать на ней особенно интересно.

Как рассказывает заведующий отделом живописи XVIII - XIX веков Русского музея Григорий Голдовский, проект сложился по счастливой случайности. Точнее, по целой цепочке таковых. Дело в том, что братья Бельские (Иван, Алексей и Ефим) редко подписывали свои картины. И часто работали вместе, командой. Являясь лучшими живописцами Конторы от строений Ее Императорского Величества домов и садов, они создавали дворцовые плафоны, настенные росписи, образа для церквей по заказам Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Впоследствии тем, кто изучал их творчество, далеко не всегда удавалось отличить произведение одного брата от творения другого.

В Русском музее вот уже несколько лет готовят к изданию очередной том генерального каталога, посвященный произведениям неизвестных художников (их в собрании - больше тысячи). За это время многие были заново исследованы и отреставрированы, в некоторых случаях удалось определить авторов. Например, до 2005 года работой неизвестного художника считалась картина «Взятие Богоматери на небо». Однако при ее реставрации были расчищены: подпись - Бельский и дата - 1779.

Полотно «Гатчинские (Орловские) ворота и Руина в Царском Селе» вызывало сомнения. С одной стороны, на обороте имелась надпись, свидетельствующая о том, что автор - Иван Бельский. С другой - исследователи склонялись к тому, что этот Бельский - вовсе не Иван Иванович. Но и художника-современника с таким же именем назвать не могли. В 2019 году подробное технологическое сравнение с известными работами Ивана Бельского подтвердило его авторство.

Так постепенно, экспонат за экспонатом собиралась эта выставка. К тому моменту, когда образовались сразу три круглые даты, музею уже было что показать. В залах Михайловского дворца представлено сейчас около 40 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа и Третьяковской галереи. В основном это работы Ивана и Алексея Бельских, есть одна картина их брата Ефима и несколько - Михаила, старшего сына Ивана.

Рядом с произведениями изобразительного искусства на стенах и в витринах размещены элементы дворцовых и храмовых интерьеров XVIII века - два брачных венца, архиерейские облачения, вырезанные из дерева позолоченные гирлянды цветов и листьев, фигурки путти... Их не так много, и это ни в коем случае не попытка воссоздания того или иного конкретного пространства. Это просто намек, подсказка кураторов зрителю. Желание вписать работы художников Бельских в атмосферу эпохи.

Впрочем, есть и экспонаты, которые заслуживают самого пристального внимания. Это, например, «Рождество Христово» - образ, написанный Иваном Бельским для церкви Рождества Христова на Песках, но при перестройке храма в середине XIX века переданный в Армянскую церковь. Именно оттуда в 1933 году он поступил в Русский музей. После того как реставраторы удалили с поверхности слои старого потемневшего лака, стало видно, насколько яркие, чистые краски использовал художник.

Хорош пейзаж с Руиной в Царском Селе - неожиданно трогательный в своей простоте и подробности. Симпатична серия панно, созданная Алексеем Бельским для Смольного института благородных девиц - очаровательные сценки с барышнями в форменных платьях и нравоучительными надписями на русском и французском языках («Не лги», «Не будь никогда праздна», «Не вреди никакому животному и не озлобляй его»).

Наконец, теплый, глубокий портрет композитора Дмитрия Бортнянского - работа Михаила Бельского, одно из самых замечательных произведений на выставке. И, пожалуй, ученический рисунок «Два натурщика», интересный тем, что на нем оставил автограф учитель Михаила - Антон Лосенко (чьи полотна занимают почетное место в постоянной экспозиции Русского музея).

К слову, имеет прямой смысл после Михайловского замка посетить Михайловский дворец. И обрадоваться тому, что каждая эпоха российской истории искусств богата не только хорошими мастерами (такими как братья Бельские), но и расширяющими границы талантами (такими как Иван Вишняков, Антон Лосенко, Дмитрий Левицкий).

#выставка #живопись #искусство #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (6623) от 12.02.2020 под заголовком «Живописцы двух императриц».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?