Жила-была девушка Ада. В прокат вышел фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки»

Слава о новом фильме режиссера Киры Коваленко «Разжимая кулаки» обогнала появление картины в прокате. У этой драмы и «Гран-при» конкурса авторского кино «Особый взгляд» на престижном Каннском кинофестивале, и участие в программе кинофорума в Торонто, и восторги кинокритиков. У Киры Коваленко – репутация одной из самых талантливых выпускниц Мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете.

Жила-была девушка Ада. В прокат вышел фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Теперь фильм вышел в городской прокат. Любители кино его, конечно, не пропустят и, вероятно, будут удивлены явной схожестью ленты с работой другого уже известного ученика Сокурова – Кантемира Балагова – драмой «Теснота», герои которой тоже мечтали вырваться из привычной жизни, где им как будто не хватало воздуха и света. 

Нам предложена история взросления девушки по имени Ада (в этой роли снялась непрофессиональная актриса Милана Агузарова) на Северном Кавказе. А более конкретно – в Северной Осетии. Ада живет с отцом (Алик Караев) и братом Дакко (Хетаг Бибилов). И влачит она дни своей юности в магазине, ожидая, когда из Ростова с заработков вернется другой ее брат – Аким (Сослан Хугаев). С момента его появления начинается эта история, снятая в предельно бытовой, «не вычищенной» по изображению манере, будто в руках оператора Павла Фоминцева была любительская камера.

Надо отдать должное начинающим режиссерам, вышедшим из киношколы в Нальчике, – они научились создавать на экране душную атмосферу странной несвободы, приправленную специями кавказской экзотики.

Сам Александр Сокуров – создатель уникального киноязыка. Понятно, что ученики пытаются его освоить, производя сильное впечатление на отборщиков и членов жюри международных кинофестивалей. Балагов, Битоков, Коваленко, Золотухин делают авторский кинопродукт, безусловно, востребованный на мировом рынке. Что хорошо. И столь же очевидно, что молодые режиссеры не только не заигрывают со зрителями – они во многом игнорируют желание людей, заплативших за билет, разобраться в происходящем на экране.

Тяга к правдоподобию у Киры Коваленко настолько сильна, что порой трудно понять в полутемном кадре, кто есть кто, а уж о фонограмме и вовсе говорить не приходится. Речь героев едва различима, но это важно только для тех, кто знает осетинский, на котором говорят персонажи фильма. Остальным предложено следить за русскими титрами. Хотя и в них, честно говоря, не содержится ничего особо ценного.

Главная беда картины – плохо понятная логика поступков персонажей. Почему Ада бродит по экрану, молча страдая рядом с родственниками и ухажером Тамиком (Арсен Хетагуров), а также в гостях у подруги (Милана Пагаева). Правда, однажды зрители случайно узнают о потрясении, связанном с терактом, которое в детстве перенесла героиня. Но этот мотив не получает в фильме никакого развития, и мрачное настроение кавказской девушки остается во многом загадкой.

Отца Ады порою поражает жесткий приступ судорожной окаменелости мыщц, не позволяющей ему разжимать руки и кулаки. И однажды в этих «объятиях» оказывается Ада. Так ее внутренний «ад» становится адом физическим, что, видимо, должно вызвать у нас сочувствие к страданиям девушки. Но как-то не получается, что-то смущает. Молчаливый отец, не желая отпускать дочь из родного городка, прячет ее паспорт, но дело, как говорится, житейское. И этот поворот фабулы быстро исчерпывает себя. Выпадают на долю кавказских, и не только, девушек и более серьезные испытания.

Страдания должны перейти в жизнеутверждающий финал, что и демонстрирует нам Кира Коваленко, приклеивая к мрачноватой и депрессивной основной части картины эпизоды с проезжающей по дорогам Северной Осетии свадьбой. Только свадьба эта вовсе не Ады. Она мчится впереди на мотоцикле вместе с братом, постоянно оглядываясь на радость других. А затем и вовсе растворяется в «картинке», будто снятой для домашнего видео. Жила-была Ада, и нет ее. Уехала во Владикавказ, Ростов или куда-нибудь подальше – неизвестно.

Зачем ей свобода, как она распорядится ею – тоже неясно.

Память услужливо напоминает, что более полувека назад вот так же на мотоциклах мчались герои «Беспечного ездока» Дэнниса Хоппера. И было понятно, против чего они бунтуют, в чем их конфликт с поколением отцов. Наверное, Кира Коваленко видела и этот фильм...

#кино #фильм #прокат #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7025) от 07.10.2021 под заголовком «Жила-была девушка Ада».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?