Здесь рождалась скульптура. «Мастерской Аникушина» исполняется десять лет

В наступившем году исполняется десять лет филиалу Музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина».

Здесь рождалась скульптура. «Мастерской Аникушина» исполняется десять лет | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/АП/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/АП/ТАСС

Она расположена на Петроградской стороне неподалеку от Песочной набережной на территории Вяземского сада. Здание строилось под конкретный проект.

В 1968 году Михаил Аникушин и Валентин Каменский выиграли конкурс на памятник Ленину, тот, что установлен на Московской площади. Для создания восьмиметровой скульптуры не нашлось подходящего помещения. По проекту архитектора Филиппа Гепнера с учетом пожеланий Аникушина перестроили здание старой оранжереи в Вяземском саду. До сих пор это единственная в нашем городе скульптурная мастерская для изготовления моделей памятников в натуральную величину.

Аникушину она была предоставлена пожизненно, он проработал в этих стенах более четверти века. Кроме памятника Ленину здесь создавались монумент Героическим защитникам Ленинграда, памятники Чехову, установленные в Москве, Мелихове и на Сахалине, а также большое количество портретов и мемориальной скульп­туры.

После смерти Аникушина мастерской пользовалась его вдова — скульптор Мария Литовченко, она предложила создать мемориальный музей. Здание было передано Музею городской скульптуры.

Бывшая мастерская самого известного петербургского скульп­тора ХХ века приняла первых посетителей в 2013 году. Когда‑то здесь рождались знаменитые монументы, теперь желающие могут ознакомиться с процессом их создания.

Мемориальная часть экспозиции расположена в небольшом помещении, служившем одновременно кабинетом и библиотекой. Там можно видеть авторские эскизы и модели известных произведений, личные вещи Аникушина: мебель, фотографии на стенах, в шкафу рабочая одежда и костюм для торжественных случаев.

Рядом с кабинетом пространство, где замысел обретал реальные черты. Мастерская поражает размерами — светлое помещение с потолками высотой в три этажа и окном в полстены. На стенах силуэты главных работ Аникушина и пояснительный текст к ним. Сохранилось оборудование, облегчавшее работу скульптора: подвижная платформа, снабженный мотором станок, который можно было вращать и двигать по рельсам, выдвижной кран с кабиной для работы на различной высоте, установленный на потолке кран для переноса тяжелых отливок, увеличительный пунктирный станок, яма с глиной.

Удачной и оправданной оказалась концепция, которую для своего филиала избрал Музей городской скульптуры. «Мастерская Аникушина» — современный многофункциональный культурный центр, где мемориальная часть взаимодействует с интер­активной. Основная экспозиция посвящена технике создания монументальной скульптуры, знакомит с ее процессом от эскиза до отливки в бронзе. Интерактивные экскурсии и мастер-классы погружают в атмосферу творчества. Юные скульпторы учатся лепить из глины и гипса, создавать композиции из бумаги и других материалов.

Чувство города2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Наконец, «Мастерская Аникушина» — арт-пространство, где проводятся временные выставки, представляющие работы современных скульпторов и художников нашего города.

Круглую дату мастерская отмечает выставкой «Чувство города». В ней участвуют 25 художников: как совсем молодые — студенты Академии Штиглица, так и известные. Работы выполнены в разных техниках и материалах. Кураторы предложили авторам порассуждать о личном восприятии города. В пространстве мастерской собраны визуальные образы и личные истории, связанные с Петербургом. Блики на воде, обрывки разговоров, тени, фактуры — фрагменты, из которых складывается город, у каждого свой. Здесь представлены керамика Владимира Цивина, вдохновленная статуями Эрмитажа и Летнего сада, эскизы городских скульптур Дмитрия Каминкера, Роберта Лотоша, Сергея Борисова, Никиты Ротанова, стеклянные «Метаморфозы северных ночей» Полины Клешняк…

Со всеми художниками проводилось интервью. Можно воспользоваться аудиогидом и услышать рассказ авторов о каждой работе.

Зрителям тоже предлагается включиться в концепцию и порассуждать о собственном восприятии города.

На выставке есть зона обратной связи — стена, которая позволяет проявить себя в качестве уличного художника. Достаточно взять маркер и расписать стену. Сотрудники мастерской периодически закрашивают изображения, освобождая место для следующих.

Специально для выставки художница Анна Мартыненко и участники творческой лаборатории для подростков «Прогульщики» подготовили маршрут по окрестностям Мастерской Аникушина, который позволит сменить привычный взгляд и присмотреться к городу через звуки, фактуры, тексты и найденные предметы.

На выставке проводятся экскурсии, арт-медиации, мастер-классы и творческие встречи.


#музей #скульптура #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7333) от 12.01.2023 под заголовком «Дом, где рождалась скульптура».


Комментарии