Здесь рождалась скульптура. «Мастерской Аникушина» исполняется десять лет
В наступившем году исполняется десять лет филиалу Музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина».

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/АП/ТАСС
Она расположена на Петроградской стороне неподалеку от Песочной набережной на территории Вяземского сада. Здание строилось под конкретный проект.
В 1968 году Михаил Аникушин и Валентин Каменский выиграли конкурс на памятник Ленину, тот, что установлен на Московской площади. Для создания восьмиметровой скульптуры не нашлось подходящего помещения. По проекту архитектора Филиппа Гепнера с учетом пожеланий Аникушина перестроили здание старой оранжереи в Вяземском саду. До сих пор это единственная в нашем городе скульптурная мастерская для изготовления моделей памятников в натуральную величину.
Аникушину она была предоставлена пожизненно, он проработал в этих стенах более четверти века. Кроме памятника Ленину здесь создавались монумент Героическим защитникам Ленинграда, памятники Чехову, установленные в Москве, Мелихове и на Сахалине, а также большое количество портретов и мемориальной скульптуры.
После смерти Аникушина мастерской пользовалась его вдова — скульптор Мария Литовченко, она предложила создать мемориальный музей. Здание было передано Музею городской скульптуры.
Бывшая мастерская самого известного петербургского скульптора ХХ века приняла первых посетителей в 2013 году. Когда‑то здесь рождались знаменитые монументы, теперь желающие могут ознакомиться с процессом их создания.
Мемориальная часть экспозиции расположена в небольшом помещении, служившем одновременно кабинетом и библиотекой. Там можно видеть авторские эскизы и модели известных произведений, личные вещи Аникушина: мебель, фотографии на стенах, в шкафу рабочая одежда и костюм для торжественных случаев.
Рядом с кабинетом пространство, где замысел обретал реальные черты. Мастерская поражает размерами — светлое помещение с потолками высотой в три этажа и окном в полстены. На стенах силуэты главных работ Аникушина и пояснительный текст к ним. Сохранилось оборудование, облегчавшее работу скульптора: подвижная платформа, снабженный мотором станок, который можно было вращать и двигать по рельсам, выдвижной кран с кабиной для работы на различной высоте, установленный на потолке кран для переноса тяжелых отливок, увеличительный пунктирный станок, яма с глиной.
Удачной и оправданной оказалась концепция, которую для своего филиала избрал Музей городской скульптуры. «Мастерская Аникушина» — современный многофункциональный культурный центр, где мемориальная часть взаимодействует с интерактивной. Основная экспозиция посвящена технике создания монументальной скульптуры, знакомит с ее процессом от эскиза до отливки в бронзе. Интерактивные экскурсии и мастер-классы погружают в атмосферу творчества. Юные скульпторы учатся лепить из глины и гипса, создавать композиции из бумаги и других материалов.

Наконец, «Мастерская Аникушина» — арт-пространство, где проводятся временные выставки, представляющие работы современных скульпторов и художников нашего города.
Круглую дату мастерская отмечает выставкой «Чувство города». В ней участвуют 25 художников: как совсем молодые — студенты Академии Штиглица, так и известные. Работы выполнены в разных техниках и материалах. Кураторы предложили авторам порассуждать о личном восприятии города. В пространстве мастерской собраны визуальные образы и личные истории, связанные с Петербургом. Блики на воде, обрывки разговоров, тени, фактуры — фрагменты, из которых складывается город, у каждого свой. Здесь представлены керамика Владимира Цивина, вдохновленная статуями Эрмитажа и Летнего сада, эскизы городских скульптур Дмитрия Каминкера, Роберта Лотоша, Сергея Борисова, Никиты Ротанова, стеклянные «Метаморфозы северных ночей» Полины Клешняк…
Со всеми художниками проводилось интервью. Можно воспользоваться аудиогидом и услышать рассказ авторов о каждой работе.
Зрителям тоже предлагается включиться в концепцию и порассуждать о собственном восприятии города.
На выставке есть зона обратной связи — стена, которая позволяет проявить себя в качестве уличного художника. Достаточно взять маркер и расписать стену. Сотрудники мастерской периодически закрашивают изображения, освобождая место для следующих.
Специально для выставки художница Анна Мартыненко и участники творческой лаборатории для подростков «Прогульщики» подготовили маршрут по окрестностям Мастерской Аникушина, который позволит сменить привычный взгляд и присмотреться к городу через звуки, фактуры, тексты и найденные предметы.
На выставке проводятся экскурсии, арт-медиации, мастер-классы и творческие встречи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7333) от 12.01.2023 под заголовком «Дом, где рождалась скульптура».
Материалы рубрики
Тибетские дары. Подношение с подтекстом
Манифест на именинах. 125 лет назад была основана РСДРП
Восстановленные львы Московского парка Победы снова разрушаются
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии