Здесь рождалась скульптура. «Мастерской Аникушина» исполняется десять лет

В наступившем году исполняется десять лет филиалу Музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина».

Здесь рождалась скульптура. «Мастерской Аникушина» исполняется десять лет | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/АП/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/АП/ТАСС

Она расположена на Петроградской стороне неподалеку от Песочной набережной на территории Вяземского сада. Здание строилось под конкретный проект.

В 1968 году Михаил Аникушин и Валентин Каменский выиграли конкурс на памятник Ленину, тот, что установлен на Московской площади. Для создания восьмиметровой скульптуры не нашлось подходящего помещения. По проекту архитектора Филиппа Гепнера с учетом пожеланий Аникушина перестроили здание старой оранжереи в Вяземском саду. До сих пор это единственная в нашем городе скульптурная мастерская для изготовления моделей памятников в натуральную величину.

Аникушину она была предоставлена пожизненно, он проработал в этих стенах более четверти века. Кроме памятника Ленину здесь создавались монумент Героическим защитникам Ленинграда, памятники Чехову, установленные в Москве, Мелихове и на Сахалине, а также большое количество портретов и мемориальной скульп­туры.

После смерти Аникушина мастерской пользовалась его вдова — скульптор Мария Литовченко, она предложила создать мемориальный музей. Здание было передано Музею городской скульптуры.

Бывшая мастерская самого известного петербургского скульп­тора ХХ века приняла первых посетителей в 2013 году. Когда‑то здесь рождались знаменитые монументы, теперь желающие могут ознакомиться с процессом их создания.

Мемориальная часть экспозиции расположена в небольшом помещении, служившем одновременно кабинетом и библиотекой. Там можно видеть авторские эскизы и модели известных произведений, личные вещи Аникушина: мебель, фотографии на стенах, в шкафу рабочая одежда и костюм для торжественных случаев.

Рядом с кабинетом пространство, где замысел обретал реальные черты. Мастерская поражает размерами — светлое помещение с потолками высотой в три этажа и окном в полстены. На стенах силуэты главных работ Аникушина и пояснительный текст к ним. Сохранилось оборудование, облегчавшее работу скульптора: подвижная платформа, снабженный мотором станок, который можно было вращать и двигать по рельсам, выдвижной кран с кабиной для работы на различной высоте, установленный на потолке кран для переноса тяжелых отливок, увеличительный пунктирный станок, яма с глиной.

Удачной и оправданной оказалась концепция, которую для своего филиала избрал Музей городской скульптуры. «Мастерская Аникушина» — современный многофункциональный культурный центр, где мемориальная часть взаимодействует с интер­активной. Основная экспозиция посвящена технике создания монументальной скульптуры, знакомит с ее процессом от эскиза до отливки в бронзе. Интерактивные экскурсии и мастер-классы погружают в атмосферу творчества. Юные скульпторы учатся лепить из глины и гипса, создавать композиции из бумаги и других материалов.

Чувство города2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Наконец, «Мастерская Аникушина» — арт-пространство, где проводятся временные выставки, представляющие работы современных скульпторов и художников нашего города.

Круглую дату мастерская отмечает выставкой «Чувство города». В ней участвуют 25 художников: как совсем молодые — студенты Академии Штиглица, так и известные. Работы выполнены в разных техниках и материалах. Кураторы предложили авторам порассуждать о личном восприятии города. В пространстве мастерской собраны визуальные образы и личные истории, связанные с Петербургом. Блики на воде, обрывки разговоров, тени, фактуры — фрагменты, из которых складывается город, у каждого свой. Здесь представлены керамика Владимира Цивина, вдохновленная статуями Эрмитажа и Летнего сада, эскизы городских скульптур Дмитрия Каминкера, Роберта Лотоша, Сергея Борисова, Никиты Ротанова, стеклянные «Метаморфозы северных ночей» Полины Клешняк…

Со всеми художниками проводилось интервью. Можно воспользоваться аудиогидом и услышать рассказ авторов о каждой работе.

Зрителям тоже предлагается включиться в концепцию и порассуждать о собственном восприятии города.

На выставке есть зона обратной связи — стена, которая позволяет проявить себя в качестве уличного художника. Достаточно взять маркер и расписать стену. Сотрудники мастерской периодически закрашивают изображения, освобождая место для следующих.

Специально для выставки художница Анна Мартыненко и участники творческой лаборатории для подростков «Прогульщики» подготовили маршрут по окрестностям Мастерской Аникушина, который позволит сменить привычный взгляд и присмотреться к городу через звуки, фактуры, тексты и найденные предметы.

На выставке проводятся экскурсии, арт-медиации, мастер-классы и творческие встречи.


#музей #скульптура #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7333) от 12.01.2023 под заголовком «Дом, где рождалась скульптура».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?