Завершился сезон Школы волонтеров наследия

Мастер-классом по реставрации камня, дерева и металла завершила сезон Школа волонтеров наследия, организованная петербургским отделением ВООПИиК при поддержке Министерства культуры России. Бонусом для участников стал показ скульптурных групп «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Геркулес, удушающий Антея».

Завершился сезон Школы волонтеров наследия | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Слушателями школы стали 40 волонтеров, посещавших в 2019 году ее начальную программу. Теоретические и практические занятия проходили в реставрационном колледже «Кировский», а также в нескольких мастерских. В частности, поработали над гипсовой скульптурой льва. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Христина Шумилова, художник-реставратор, заместитель генерального директора мастерской «Наследие», у зверя интересная история. На профессиональном языке это «гипсовая модель с бетонного оригинала». Тот много лет украшал вход в Калининградский зоопарк и сильно состарился. Его решили заменить на более долговечную бронзу. В Петербурге лев был сначала отреставрирован, затем с него сделана гипсовая модель, а с нее – бронзовая отливка.

Другая группа волонтеров чистила парогенератором мраморную статую композитора XVII века Жан-Батиста Люлли из частного собрания, третья группа восполняла утраты на копиях античной скульптуры. Мастер-класс завершился занятием по расчистке предметов из дерева и уроком чеканки по металлу.

Наконец – достойный финал всей двухлетней школы... Шумилова рассказала, что «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Геркулес, удушающий Антея» были вырублены в 1809 – 1811 годах из пудостского камня артелью Самсона Суханова по эскизам Василия Демут-Малиновского и Степана Пименова. Старинные скульптуры находятся в ведении Горного университета, а не Музея городской скульптуры, как можно подумать.

Реставраторы занялись этими скульптурами в 2015 году. Уже первый, стратиграфический анализ насторожил специалистов. Выяснилось, что фигуры покрыты восемью слоями плотной краски, которая консервировала влагу в камне. Когда часть краски сняли, оказалось, что правая рука Антея едва держится. УЗИ скульптур «фонило», показывая существенное количество металлического крепежа внутри (позже выяснилось – самого разного времени). Невооруженным глазом были видны «докомпоновки», которые уродовали скульптуру. Было принято решение, провести реставрацию в условиях мастерской. На лестнице Горного университета установили копии из французского травертина, сделанные с помощью 3D-моделирования.

Реставрация заняла три года. В ходе работ были найдены 13 видов докомпоновочных материалов – строительный цемент, полиэфирные смолы, жидкие гвозди. 22 вида микроорганизмов, живших в скульптуре, удивили даже опытных профессионалов. Обычно их бывает 7 – 10 видов.

От оригинального известняка, увы, мало что осталось. Утраты восполнили с помощью гидравлической извести. Но так, что было видно, где сохранился подлинный известняк. Главный вывод: убрать из скульптуры железо невозможно, а камень с ним не дружит. Поэтому скульптуры можно показывать только в закрытом помещении. Для справки: вес каждой группы – 4 тонны, а рост – 4,5 метра.

Сейчас обсуждается будущее античных богов и героев. Возможно, весной 2021 года их покажут в «Манеже» на выставке под рабочим названием «От Федота Шубина до наших дней». Показ будет кратковременным: недели, вряд ли месяцы. Хотя выставка наверняка станет сенсацией. Реставраторы мечтают о постоянной экспозиции, где можно было бы не только демонстрировать сами скульптуры, но и рассказать о том, как их спасали. Будет интересно не только профессионалам, но и всем, кому небезразлична история Петербурга. Один из возможных вариантов размещения такой экспозиции – эрмитажный комплекс в Старой Деревне. Переговоры об этом начинаются.

#реставрация #наследие #мастер-класс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6804) от 12.11.2020 под заголовком «Прозерпина и волонтеры».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?