Завершился сезон Школы волонтеров наследия

Мастер-классом по реставрации камня, дерева и металла завершила сезон Школа волонтеров наследия, организованная петербургским отделением ВООПИиК при поддержке Министерства культуры России. Бонусом для участников стал показ скульптурных групп «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Геркулес, удушающий Антея».

Завершился сезон Школы волонтеров наследия | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Слушателями школы стали 40 волонтеров, посещавших в 2019 году ее начальную программу. Теоретические и практические занятия проходили в реставрационном колледже «Кировский», а также в нескольких мастерских. В частности, поработали над гипсовой скульптурой льва. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Христина Шумилова, художник-реставратор, заместитель генерального директора мастерской «Наследие», у зверя интересная история. На профессиональном языке это «гипсовая модель с бетонного оригинала». Тот много лет украшал вход в Калининградский зоопарк и сильно состарился. Его решили заменить на более долговечную бронзу. В Петербурге лев был сначала отреставрирован, затем с него сделана гипсовая модель, а с нее – бронзовая отливка.

Другая группа волонтеров чистила парогенератором мраморную статую композитора XVII века Жан-Батиста Люлли из частного собрания, третья группа восполняла утраты на копиях античной скульптуры. Мастер-класс завершился занятием по расчистке предметов из дерева и уроком чеканки по металлу.

Наконец – достойный финал всей двухлетней школы... Шумилова рассказала, что «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Геркулес, удушающий Антея» были вырублены в 1809 – 1811 годах из пудостского камня артелью Самсона Суханова по эскизам Василия Демут-Малиновского и Степана Пименова. Старинные скульптуры находятся в ведении Горного университета, а не Музея городской скульптуры, как можно подумать.

Реставраторы занялись этими скульптурами в 2015 году. Уже первый, стратиграфический анализ насторожил специалистов. Выяснилось, что фигуры покрыты восемью слоями плотной краски, которая консервировала влагу в камне. Когда часть краски сняли, оказалось, что правая рука Антея едва держится. УЗИ скульптур «фонило», показывая существенное количество металлического крепежа внутри (позже выяснилось – самого разного времени). Невооруженным глазом были видны «докомпоновки», которые уродовали скульптуру. Было принято решение, провести реставрацию в условиях мастерской. На лестнице Горного университета установили копии из французского травертина, сделанные с помощью 3D-моделирования.

Реставрация заняла три года. В ходе работ были найдены 13 видов докомпоновочных материалов – строительный цемент, полиэфирные смолы, жидкие гвозди. 22 вида микроорганизмов, живших в скульптуре, удивили даже опытных профессионалов. Обычно их бывает 7 – 10 видов.

От оригинального известняка, увы, мало что осталось. Утраты восполнили с помощью гидравлической извести. Но так, что было видно, где сохранился подлинный известняк. Главный вывод: убрать из скульптуры железо невозможно, а камень с ним не дружит. Поэтому скульптуры можно показывать только в закрытом помещении. Для справки: вес каждой группы – 4 тонны, а рост – 4,5 метра.

Сейчас обсуждается будущее античных богов и героев. Возможно, весной 2021 года их покажут в «Манеже» на выставке под рабочим названием «От Федота Шубина до наших дней». Показ будет кратковременным: недели, вряд ли месяцы. Хотя выставка наверняка станет сенсацией. Реставраторы мечтают о постоянной экспозиции, где можно было бы не только демонстрировать сами скульптуры, но и рассказать о том, как их спасали. Будет интересно не только профессионалам, но и всем, кому небезразлична история Петербурга. Один из возможных вариантов размещения такой экспозиции – эрмитажный комплекс в Старой Деревне. Переговоры об этом начинаются.

#реставрация #наследие #мастер-класс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6804) от 12.11.2020 под заголовком «Прозерпина и волонтеры».


Комментарии