Затонувшая Атлантида. Исполняется 85 лет со дня рождения Валентина Распутина

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения писателя Валентина Распутина.

Затонувшая Атлантида. Исполняется 85 лет со дня рождения Валентина Распутина | Фото Виктора САДЧИКОВА/ТАСС

Фото Виктора САДЧИКОВА/ТАСС

В историю русской литературы минувшего века он вошел как представитель «деревенской прозы». Так это направление, появившееся в 1960 — 1970‑х годах, назвал Александр Твардовский, тогда руководивший журналом «Новый мир». Валентин Распутин был младшим представителем этого мощного течения, к которому принадлежали Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Федор Абрамов…

Но понятно, что творчество Распутина не укладывается в рамки «деревенской прозы». Масштаб его произведений — планетарный. И, скажем, «Прощание с Матерой» — о смерти деревни, которую должны затопить из‑за строительства Братской ГЭС, — сравнимо с античной трагедией, с ­гибелью Атлантиды. Это крушение древней цивилизации. Русская деревня с ее особым укладом, ­мудростью, смирением, физическим трудом, старинными ритуалами и обрядами, ­сопровождающими все важные события человеческой жизни… Весь этот мир истаивает, исчезает.

Проза Распутина оказалась кладом для театра. Многие его повести и рассказы инсценированы. В Петербурге сегодня одно из ярких сценических воплощений повести Валентина Распутина «Живи и помни» можно увидеть в театре ­«Мастерская». Премьера спектакля Григория Козлова состоялась в 2017 году. В основе — книга Распутина о войне и о выборе между долгом и ­любовью. Критики писали, что прозу Распутина Козлов поставил как поэму о любви и смерти, войне и мире, как русскую песню, как плач.

Еще один интересный спектакль по распутинской прозе — «Последний срок», поставленный Людмилой Манониной на сцене камерного театра «Ковчег», сейчас, к сожалению, не идет. Эта повесть — о смерти старухи, к которой съезжаются дети. Они не вспоминали о матери много лет и вот приехали, чтобы проститься.

Главные роли в спектакле ­сыграли выдающиеся петербургские актрисы старой школы Галина Карелина и Ирина Соколова. Карелина играет Мать. Большую часть спектакля она лежит на кровати, но даже в этой ее неподвижности, в иконописном лице, мужественном принятии последнего срока  столько энергии, что немощь переплавляется в силу и величие. Спектакль был отмечен множеством наград.

К 85‑летию со дня рождения писателя в его родной Сибири, в Иркутске, организовали первый Всероссийский театральный фестиваль его имени, он пройдет с 15 по 20 марта. В ­фестивале участвуют 11 ­театров из разных городов России — от Москвы до Ханты-Мансийска. Петербург представляет Театр им. Ленсовета, который покажет «Колымские рассказы» по трагической «лагерной» прозе Варлама Шаламова. Зрители увидят также две версии спектакля «Последний срок» в исполнении Малого театра и Иркутского академического драматического театра им. Николая Охлопкова. Два коллектива покажут свои работы, в основе которых повесть «Прощание с Матерой». Московский губернский драматический театр под руководством Сергея Безрукова представит спектакль «Веселый солдат», а Минусинский драматический театр — сценическую версию рассказа «Конь с розовой гривой».

Вологодский драматический театр привезет моноспектакль «Живи» по повести «Живи и помни».

Память — важнейшая для  Распутина тема. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», — писал он в «Прощании с Матерой».

#писатель #память #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7128) от 15.03.2022 под заголовком «Затонувшая Атлантида».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?