Затонувшая Атлантида. Исполняется 85 лет со дня рождения Валентина Распутина

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения писателя Валентина Распутина.

Затонувшая Атлантида. Исполняется 85 лет со дня рождения Валентина Распутина | Фото Виктора САДЧИКОВА/ТАСС

Фото Виктора САДЧИКОВА/ТАСС

В историю русской литературы минувшего века он вошел как представитель «деревенской прозы». Так это направление, появившееся в 1960 — 1970‑х годах, назвал Александр Твардовский, тогда руководивший журналом «Новый мир». Валентин Распутин был младшим представителем этого мощного течения, к которому принадлежали Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Федор Абрамов…

Но понятно, что творчество Распутина не укладывается в рамки «деревенской прозы». Масштаб его произведений — планетарный. И, скажем, «Прощание с Матерой» — о смерти деревни, которую должны затопить из‑за строительства Братской ГЭС, — сравнимо с античной трагедией, с ­гибелью Атлантиды. Это крушение древней цивилизации. Русская деревня с ее особым укладом, ­мудростью, смирением, физическим трудом, старинными ритуалами и обрядами, ­сопровождающими все важные события человеческой жизни… Весь этот мир истаивает, исчезает.

Проза Распутина оказалась кладом для театра. Многие его повести и рассказы инсценированы. В Петербурге сегодня одно из ярких сценических воплощений повести Валентина Распутина «Живи и помни» можно увидеть в театре ­«Мастерская». Премьера спектакля Григория Козлова состоялась в 2017 году. В основе — книга Распутина о войне и о выборе между долгом и ­любовью. Критики писали, что прозу Распутина Козлов поставил как поэму о любви и смерти, войне и мире, как русскую песню, как плач.

Еще один интересный спектакль по распутинской прозе — «Последний срок», поставленный Людмилой Манониной на сцене камерного театра «Ковчег», сейчас, к сожалению, не идет. Эта повесть — о смерти старухи, к которой съезжаются дети. Они не вспоминали о матери много лет и вот приехали, чтобы проститься.

Главные роли в спектакле ­сыграли выдающиеся петербургские актрисы старой школы Галина Карелина и Ирина Соколова. Карелина играет Мать. Большую часть спектакля она лежит на кровати, но даже в этой ее неподвижности, в иконописном лице, мужественном принятии последнего срока  столько энергии, что немощь переплавляется в силу и величие. Спектакль был отмечен множеством наград.

К 85‑летию со дня рождения писателя в его родной Сибири, в Иркутске, организовали первый Всероссийский театральный фестиваль его имени, он пройдет с 15 по 20 марта. В ­фестивале участвуют 11 ­театров из разных городов России — от Москвы до Ханты-Мансийска. Петербург представляет Театр им. Ленсовета, который покажет «Колымские рассказы» по трагической «лагерной» прозе Варлама Шаламова. Зрители увидят также две версии спектакля «Последний срок» в исполнении Малого театра и Иркутского академического драматического театра им. Николая Охлопкова. Два коллектива покажут свои работы, в основе которых повесть «Прощание с Матерой». Московский губернский драматический театр под руководством Сергея Безрукова представит спектакль «Веселый солдат», а Минусинский драматический театр — сценическую версию рассказа «Конь с розовой гривой».

Вологодский драматический театр привезет моноспектакль «Живи» по повести «Живи и помни».

Память — важнейшая для  Распутина тема. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», — писал он в «Прощании с Матерой».

#писатель #память #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7128) от 15.03.2022 под заголовком «Затонувшая Атлантида».


Комментарии