Заглянуть в «Глаз росомахи». Что стоит посетить на востоке Ленобласти

В дремучих вепсских лесах и на цветочных полях в окрестностях поселка Вознесенье скрываются удивительные достопримечательности, ради которых стоит отправиться более чем за 300 км от Петербурга, в самый дальний на северо-востоке Подпорожский район области.

Заглянуть в «Глаз росомахи». Что стоит посетить на востоке Ленобласти  | По вертикальным лестницам можно спуститься в бетонные лабиринты подземной крепости или выбраться наверх. / ФОТО АВТОРА

По вертикальным лестницам можно спуститься в бетонные лабиринты подземной крепости или выбраться наверх. / ФОТО АВТОРА

Фотосессия на пароме

Путь предстоит неблизкий: до Вознесенья, что на обоих берегах Свири при ее истоке из Онежского озера, от Петербурга около 360 км. Если ехать на автобусе, дорога займет порядка шести с половиной часов, а за билет в один конец придется заплатить не меньше тысячи рублей. Но и временные, и денежные траты того стоят.

Берега Свири, на которых разместился поселок, связывает паромная переправа, работает она круглый год, с утра до вечера и по расписанию. Паром отправляется раз в час-полтора, пассажиров он перевозит бесплатно, за автомобиль придется заплатить 170 рублей, за фуру или автобус побольше.

Нам повезло: мы подъехали, когда по-советски добротное судно СП-28 1969 года постройки буднично ждало загрузки и у переправы выстроилась очередь из автомобилей и велосипедистов. Вахтенный дал знак  – и в первую очередь на платформу стали запускать машины, предварительно попросив выйти из них пассажиров. Когда автомобили разместились, пришла очередь людей, отличить местных от туристов было проще простого. Для первых переправа необходимость, для вторых  – аттракцион, и они с удовольствием фотографируются, наслаждаясь прекрасными видами Свири, всю недолгую дорогу. Десять минут  – и ты на противоположном берегу.

Холм с секретом

Подплывая к северному берегу, мы пристально в него всматривались, пытаясь рассмотреть то, ради чего приехали. Однако кроме холма, заросшего кустарником, ничего не увидели. И это неудивительно. Именно этот холм из диабаза (минерал, по прочности превосходящий гранит) оказался с секретом: в нем скрывается подземная крепость Ahvansilmn, что в переводе с финского языка означает «Око росомахи». В народе это уникальное сооружение называют не иначе как «вепсским замком».

Глаз Росомахи 12.jpg

На стенах пещеры можно рассмотреть следы взрывов, с помощью которых ее выдолбили в годы Великой Отечественной войны финские военные / ФОТО АВТОРА

На самом деле мощное военное укрепление в виде сети траншей и полукапониров с центром в скале, оборудованным в виде трехуровневой долговременной оборонительной точки (дот), финны создали в 1941 году. Строительство крепости происходило в строжайшей тайне: местных жителей, которые привозили еду рабочим, ближе чем на сто метров к объекту не пускали. По воспоминаниям очевидцев, финны отцепляли от повозок с лошадьми прицепы полевой кухни, которые им доставляли из поселка, впрягались в них и сами волокли на гору. А инспектировал строительство Карл Густав Маннергейм: говорят, что в эту даль он добирался на автомобиле, подаренном ему Гитлером.

Однако «вепсский замок» так и не принял участия в боевых действиях: в середине июня 1944 года советские войска форсировали Свирь и заняли территорию на правом берегу реки в районе Вознесенья. А финны просто ушли, оставив «Глаз росомахи» бесхозным. После войны саперы взорвали часть укреплений, из-за чего были затоплены подземные уровни. Со временем крепость лишилась орудий и стальных перекрытий. Увы, но сегодня уникальный объект заброшен, о нем мало кто вспоминает, и только вездесущие искатели приключений добираются и сюда.

Малозаметная тропинка ведет к большой пещере в скале: это и есть вход в «вепсский замок». Он зарос травой, но тут же установлен скромный информативный стенд с картосхемой из архива Финляндии с расположением советских войск в Подпорожском районе в декабре 1941 года. Сразу при входе на стенах видны следы взрывов  – это с их помощью в твердой породе выдолбили пещеру.

Как пишет прозаик Олег Тихонов в документальной повести «Операция в зоне «Вакуум», «вепсский замок» был трехэтажным, а снаружи и не разберешь  – скала скалой». «Нижний этаж похож на пещеру: тут укрытие для персонала, боеприпасы.  – пишет Тихонов.  – Выше узкий лаз в пять ступенек  – пушечный зал. Короткие гаубичные стволы веером (для каждого своя амбразура) за выступом скалы не торчат. Еще выше  – наблюдательный пункт. Сама макушка сопки прикрыта круглым диском из брони, метра полтора в диаметре. Диск поднимается и опускается ручной червячной передачей. На время бомбежки все это сооружение закрывается наглухо».

Проходим дальше в пещеру и оказываемся внутри скалы. Перед нами уходящие под землю этажи с бетонными лабиринтами коридоров и туннели с мощными металлическими дверями. По вертикальным лестницам можно спуститься вниз или выбраться наверх, к огневым точкам и наблюдательным пунктам. Они, собственно, и дали укреплению название «Глаз росомахи». Поднимаешься туда  – и видишь окрестности на 20 километров в округе. Однако ходить без проводника внутри крепости надо очень осторожно. И обязательно иметь при себе фонарик: в темноте подземелья вы рискуете провалиться в глубокую шахту или напороться на арматуру.

Гимрека 11.jpg

Церковь Рождества Богородицы XVII века в поселке Гимрека с 2020 года находится на реставрации, которая, к сожалению, затянулась / ФОТО АВТОРА

Стоит ли превращать эти укрепления в музей? Одни считают, что надо. Другие считают кощунственным признавать вражескую крепость музеем. Но, скорее всего, вопрос упирается в финансирование: опыт инвесторов, которым удалось привести в порядок похожий объект в карельском поселке Лахденпохья и создать военно-исторический комплекс «Гора Филин», показывает, что это удовольствие стоит больших денег.

По финским картинкам

Однако не только уникальный «Глаз росомахи» привлекает туристов в эти далекие от Петербурга края. По соседству с Вознесеньем, например, расположены поселки Щелейки и Гимрека: в первом на берегу Онежского озера находится пятиглавая деревянная церковь Дмитрия Мироточивого 1783 года, во втором на холме стоит храм Рождества Богородицы XVII века  – образец традиционных вепсских храмов Прионежья.

Обе жемчужины северного деревянного зодчества сохранились и благодаря тому, что в 1942  – 1944 годах в этих местах находились финны. 24-летнему младшему лейтенанту, магистру истории искусств Ларсу Петтерссону и 32-летнему художнику Ойве Хелениусу удалось убедить свое начальство в том, что из-за боевых действий могут пострадать уникальные памятники архитектуры и стоит провести инвентаризацию местных деревянных церквей и часовен. В результате энтузиасты обмерили и сфотографировали все существовавшие на территории Заонежского полуострова храмы, составили краткий каталог с описанием памятников и собрали свидетельства о плотницких и иконописных традициях региона. Итогом исследований военного времени стала диссертация Петтерссона «Церковная архитектура Заонежья» с уникальными данными. В 1989  – 1990 гг. он передал в дар Кижскому музею-заповеднику копии многих изображений из своей драгоценной военной коллекции.

Сегодня в Ленинградской области реализуется программа реставрации деревянных храмов: в этом списке есть и церковь Дмитрия Мироточивого, и храм Рождества Богородицы. Однако у первой после реставрации протекает крыша, а во втором уже в процессе работ обрушилась одна из стен. Работы остановили, ищут новые проектные решения. Так что если у вас есть возможность, уже сегодня стоит отправиться на край Ленинградской области для того, чтобы их увидеть. Ведь завтра они могут исчезнуть, оставшись лишь в редких исторических заметках о всевидящей росомахе, в финских акварелях да в местных легендах о хозяине веппского леса Мец Ижанду.

#достопримечательности #Ленобласть #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7001) от 02.09.2021 под заголовком «Заглянуть в «Глаз росомахи»».


Комментарии