Загляните за решетку. Выставка «#50летЦГАЛИ» открылась в Петербурге

Ценный подарок к юбилею Центрального государственного архива литературы и искусства Петербурга сделало ему Русское географическое общество. В штаб-квартире РГО, расположенной в переулке Гривцова, 10, открылась выставка «#50летЦГАЛИ».

Загляните за решетку. Выставка «#50летЦГАЛИ» открылась в Петербурге | Иллюстрация Jack-Q/shutterstock.com

Иллюстрация Jack-Q/shutterstock.com

В данном случае «решетка», или «хэштег», означает, что в реальном пространстве РГО созданы витрины-ссылки: «Литература», «Кино», «Музыка», «Театр», «Учебные заведения в сфере искусства», «Музеи» и «Живопись, скульптура, архитектура». Они наполнены интересными документами.

Самый впечатляющий - «Журнал успеваемости» класса Агриппины Яковлевны Вагановой в Петроградском хореографическом училище за 1923/24 гг. Он переполнен двойками по всем предметам. Александра Шанявская, куратор выставки, подтвердила, что Ваганова была чрезвычайно строгим педагогом. Зато теперь Академия балета с гордостью носит ее имя.

Приветствуя сотрудников ЦГАЛИ, Николай Цискаридзе, ректор академии, вспомнил слова Галины Улановой, ученицы Вагановой, о том, что артист - это «здесь и сейчас». Но архив помогает сохранить судьбы.

Несколько документов связано с Даниилом Хармсом. В 1926 году он заполнил анкету для поступления в вечерний техникум. В графе «Чем занимаетесь в настоящее время?» проставил: «пишу стихи», в графе «Источник доходов» - «живу на иждивении отца, который получает 101 рубль».

К тому же времени относится «Заявление коллектива «Радикс» в Ленинградский институт художественной культуры. Оно содержит автографы: «Авторитет бессмыслицы чинарь А. Введенский, поэт чинарь Д. Хармс». Последний формулирует кредо театральной труппы: «...экспериментирующая в области внеэмоционального и бессюжетного искусства, ставящая своей целью создание произведения чистого театра в неподчинении его литературе...»

Театральная витрина привлекает двумя документами. Первый - приказ об увольнении Николая Акимова с должности главного режиссера Театра Комедии. Как сказано в бумаге, «за эстетско-формалистические взгляды, за ориентацию театра на западных драматургов». На дворе был 1949 год, решение принималось на уровне Комитета по делам искусств при правительстве СССР.

Второй документ - просьба директора БДТ поднять зарплату главному режиссеру Георгию Товстоногову с 4 до 5 тысяч рублей. Он проработал в театре два года (1956 - 1958) и достоин получать столько же, сколько и его куда менее успешный предшественник.

В своем поздравлении ЦГАЛИ артист Николай Мартон назвал архивистов «продлевающими жизнь, сохраняющими энергию и мысли» тех, чьи документы они хранят.

Для владеющих музыкальной грамотой будут любопытны ноты «Вечерней песни» Василия Соловьева-Седого, «Клавираустцуг» (переложение для фортепиано) оперы «Лед и сталь» авангардиста Владимира Дешевова, а также «Сигнал эшелона Ленинградской консерватории при эвакуации в Ташкент в 1941 году». Для всех филофонистов архив подготовил редкие фотографии Дмитрия Шостаковича, Олега Каравайчука и Александра Колкера.

Среди музейных документов почетные места занимают листы «Отчета о деятельности Царскосельской художественно-исторической комиссии за 1917 - 1918 годы». Именно с него началась история музеев-заповедников. 9 сентября 1941 года сотрудники Гатчинского дворца-музея составляют отчет о состоянии здания после бомбежек и обстрелов. Ленинград уже в блокаде, а они думали о том, как будут возрождать памятник.

Последний по времени документ на выставке датирован 22 января 1992 года. Это приказ комитета по культуре Петербурга о включении в состав его коллегии Бориса Гребенщикова и Сергея Курехина. Под ним стоит подпись председателя Владимира Гусева. Тогда можно было совмещать директорство в Русском музее и пост в Смольном.

Выставка работает в РГО по 1 ноября в будние дни с 11.00 до 19.00. В своем поздравлении ЦГАЛИ Александр Сокуров призвал городские власти построить архиву собственный зал для выставок, лекций и концертов.

#архив #ЦГАЛИ #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6545) от 14.10.2019 под заголовком «Загляните за решетку».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?