Забавы для царских детей. Для публики открылся Зал с горкой в Александровском дворце
За окном зима, а в личных покоях императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в Александровском дворце Царского Села цветут ландыши и сирень. Так было и при венценосных владельцах.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В прошлом году исполнилось десять лет с тех пор, как музей-заповедник «Царское Село» приступил к реставрации дворца. В личные апартаменты семьи императора посетители вошли летом 2021 года.
Для публики открылся Зал с горкой — четырнадцатый по счету отреставрированный интерьер Александровского дворца. Он входит в парадную анфиладу, сохраняя элементы отделки конца XVIII века, выполненной по проекту Джакомо Кваренги.
В архивных документах 1796 – 1809 годов интерьер назывался Первой парадной комнатой. По проекту Кваренги стены были отделаны разноцветным «фальшивым» мрамором и украшены пилястрами с капителями. Помещение отапливалось печью с медными и железными дверцами. На полу лежал дубовый паркет. Потолок расписан «под лепную работу» живописцами Джакомо и Феррари. Мебельный гарнитур состоял из четырех золоченых с мраморными досками консольных столов, восьми золоченых кресел и двенадцати стульев. На стене висело большое зеркало в золоченой раме.
В 1833 году по повелению Николая I и императрицы Александры Федоровны в зале установили привезенную из Аничкова дворца катальную горку, которую императорским детям подарила бабушка — вдовствующая императрица Мария Федоровна. Царская семья увлекалась фотографией, но снимков детей на горке найти не удалось. Директор Объединения дворцов и парков Детского Села Всеволод Яковлев писал: «Горка, занимающая середину продолговатой залы, поставлена при Николае I; его дети скатывались с нее на ковриках. В последнее царствование во время парадных завтраков и обедов возле горки располагался оркестр; под нею обычно хранились велосипеды Николая II и его детей. Ныне здесь размещены игрушечные автомобили… и два экипажа с велосипедным ходом, поднесенные кем‑то сыну Николая II».
Горку ремонтировали в 1843 году, в зале она простояла почти сто лет до 1941‑го. В военное время ее, скорее всего, сожгли.
Реставрация интерьера продолжалась два года. Проект разработан архитектурным бюро «Студия 44»; восстановлением интерьера и воссозданием горки занимались специалисты компании «ЖилСтрой».
— Архитектурная сохранность этого интерьера для Царского Села, где мы привыкли воссоздавать из руин, высокая, — рассказывает заместитель директора музея по реставрации Наталья Кудрявцева. — Довольно полно сохранилась отделка стен искусственным мрамором эпохи Кваренги, камин николаевского времени, паркет, подоконники серовато-зеленого мрамора. Но физическое состояние интерьера требовало большого объема реставрационных работ. Укреплен искусственный мрамор, местами отходивший от стен, ликвидированы трещины, загрязнения. Отреставрирован камин. Была утрачена голова одной из украшавших его кариатид. Ее сделали по образцу сохранившейся. По историческим фотографиям воссоздан живописный фриз, имитирующий искусственный мрамор, а также дубовые дверные и оконные заполнения.
В процессе работ случились и открытия. В люнетах (архитектурных пространствах в форме полумесяца) под поздней окраской обнаружили подлинную масляную живопись на холсте 1840‑х годов, имитирующую окна. Ее расчистили, восполнили утраты. Во время реставрации потолка выяснилось, что розетка в центре, считавшаяся лепной, на самом деле металлическая, подлинная, появившаяся в зале, скорее всего, во время ремонта интерьера в 1840‑х годах. Ее демонтировали, привели в порядок и установили на место. Подлинная люстра на 40 свечей конца XVIII века из Зала с горкой находится в Павловске. Чтобы не оставить интерьер без нарядного освещения, выполнили копию по историческому образцу.
В экспозицию вошли мебель, предметы убранства из бронзы и фарфора, в том числе парные фарфоровые вазы, бронзовые часы и канделябры с фигурами Орфея и Эвридики.
Из предвоенного убранства зала почти ничего не сохранилось. Подлинный только экран камина. Он появился в 1840‑х годах, когда во дворце устраивали систему отопления Амосова. Канделябры и вазы на камине — из пока не воссозданных комнат Марии Федоровны в Большом Царскосельском дворце. Потеряв в годы войны много собственных экспонатов, музей вынужден выходить из положения таким образом, надеясь, что когда‑нибудь вещи вернутся на свои исторические места.
На средства благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, приобретен мебельный гарнитур, похожий на тот, что стоял в Зале с горкой.
Работы по восстановлению Зала с горкой, которые обошлись в 35 миллионов рублей, оплатил благотворительный фонд «Транссоюз». Давний друг музея когда‑то помог отреставрировать Агатовые комнаты, он же финансировал восстановление Лазуритового портала в Лионском зале Большого Царскосельского дворца.
Зал с горкой завершает частную половину дворца семьи Романовых. У Кваренги с этого интерьера начиналась парадная анфилада, сохранившая отделку конца XVIII века. Это Портретный и Полукруглый залы, Мраморная гостиная, она же Бильярдная, и Малиновая гостиная, при Николае II служившая походной церковью.
О сроках реставрации говорить рано, все зависит от финансирования работ. Не исключено, что музею придется вкладывать собственные или привлеченные средства. Из федерального бюджета в этом году поступит 140 млн рублей. На них планируется завершить реставрацию фасадов и колоннады, где появится прогулочная галерея, а также служебных помещений.
Пока в маршрут осмотра первой очереди Александровского дворца включены: Приемная, Рабочий кабинет, Мавританская, Камердинерская, Парадный кабинет (половина императора Николая II); Свитская, Спальня, Сиреневый кабинет, Палисандровая и Кленовая гостиные (половина императрицы Александры Федоровны), а также Угловая гостиная и помещения библиотек), Зал с горкой.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7355) от 13.02.2023 под заголовком «Забавы для царских детей».
Материалы рубрики
ГМЗ «Петергоф» отметил двадцатилетие Особой кладовой
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии