За гранью самого себя. Ушел из жизни певец Александр Градский

В ночь на воскресенье ушел из жизни Александр Градский – певец, музыкант, мультиинструменталист, композитор, наставник телешоу «Голос»... Умер на 73-м году жизни, как сообщают информагентства, от инсульта. Врачи не смогли его спасти.

За гранью самого себя. Ушел из жизни певец Александр Градский | ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

В новостях и социальных сетях в память об Александре Градском звучат его песни. У каждого свои предпочтения. У меня – на стихи Поля Элюара «К стеклу прильнув лицом, как скорбный страж, ищу тебя за гранью ожиданья, за гранью самого себя...». Песня – из вокальной сюиты «Сама жизнь», записанной Градским в 1984 году. «Прощай, грусть! Здравствуй, грусть!»...

Градский всегда был сам по себе. Даже внешне выделялся – темные очки, длинные волосы. Несоветский облик. У него было немало вокальных сюит на стихи Беранже, Роберта Бернса («В полях под снегом и дождем, мой милый друг, мой бедный друг, тебя укрыл бы я плащом от зимних вьюг, от зимних вьюг...» – как мы заслушивались этой романтической балладой), Саши Черного. Но и идеологически правильные советские песни в его исполнении звучали искренне и человечно, а порой романтически.

Именно так звучит песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Как молоды мы были». Впервые певец исполнил ее на конкурсе «Песня-77». И победил. Пишут, что именно он предложил композитору исполнить третий куплет на октаву выше. Пахмутова согласилась, и песня обрела четкую драматургию с катарсисом в финале.

Почти каждая песня у него была драматургически выстроена, становилась спектаклем. А уникальный голос с диапазоном три с половиной октавы позволял творить чудеса. Данный от природы «музыкальный инструмент» был настроен в училище имени Гнесиных. Готовили из Градского оперного певца. За годы учебы он спел партии из двух десятков опер. Но пошел другим путем, используя в творчестве разные жанры – и опера, и мюзикл, и рок, и бардовская песня... На сцену Большого театра вышел лишь однажды, исполнив в 1988 году партию Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова.

Писать музыку для кино Градский начал с «Романса о влюбленных» Андрея Кончаловского. За эту работу в 1974 году музыкальный журнал Billboard назвал его «Звездой года», оценив песни (которые он сам и исполнил) как «выдающийся вклад в мировую музыку». Исполненные им в кинофильме «Узник замка Иф» композиции вошли в студийный альбом «Монте-Кристо». Для картины «В августе 44-го» артист записал саундтрек «Маятник качнется».

Александр Градский написал несколько рок-опер. «Стадион» был откликом на переворот 1973 года в Чили и убийство певца и поэта Виктора Хары.

Его magnum opus – рок-опера «Мастер и Маргарита». Писал он ее, как говорил сам, с перерывами лет тридцать. Либретто сочинил Павел Грушко по роману Михаила Булгакова. Презентация диска состоялась в полузакрытом режиме в Москве в недостроенном Театре песни Александра Градского осенью 2009 года. Мой коллега, музыкальный журналист Михаил Садчиков-старший привез мне оттуда диск. Впечатление было грандиозное, и я слушала его так часто, что многие партии почти выучила наизусть. Поначалу Градский мечтал, чтобы в рок-опере пели Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко – в ней, яркой и темпераментной, он видел идеальную Маргариту. Не получилось, певцы были на пике карьеры, когда график выступлений на лучших сценах мира расписан на много месяцев вперед.

В результате ему пришлось самому выступить в четырех ролях: Воланда, Иешуа, Мастера и даже кота Бегемота. В интервью Михаилу Садчикову он шутил, что не готов, пожалуй, только к партии Маргариты. Спела ее Елена Минина. Коровьева исполнил Николай Фоменко, буфетчика Сокова Андрей Макаревич, доктора Стравинского – Александр Розенбаум, Каифу – Иосиф Кобзон, Геллу – Лолита Милявская и так далее, полный бомонд. Всего в опере 56 исполнителей, в том числе и дочь композитора Мария Градская.

Что касается музыки, то сочинение решено Градским вполне в духе времени – в полистилистике. Сам композитор говорил, что у него получился «компот» из разных стилей, жанров, собственных тем и стилизаций на известные музыкальные темы в оригинальных аранжировках.

К сожалению, на сцене рок-опера так и не была воплощена. Будет ли поставлена сейчас, после смерти автора? Хотелось бы, но где найти исполнителей?

Что касается телешоу «Голос», то, как известно, «шоу должно продолжаться». На «1-м канале» сообщили, что десятый сезон продолжится в память об Александре Градском.


#смерть #певец #музыканты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7060) от 29.11.2021 под заголовком «За гранью самого себя».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?