За экстримом к Станиславскому. Почему спектакль «Мещане» сыграли в Москве без костюмов и реквизита

За экстримом к Станиславскому. Почему спектакль «Мещане» сыграли в Москве без костюмов и реквизита | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Недавно Драматический театр на Васильевском со спектаклем «Мещане» по пьесе Максима Горького совершил гастрольный «Балканский тур», а также получил диплом II летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» в Москве. Причем играть спектакль на фестивале, посвященном учению К. С. Станиславского, пришлось без декораций, костюмов и реквизита. Почему? Об этом «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказал исполнитель роли самобытного философа Тетерева ведущий артист театра Михаил НИКОЛАЕВ:

- Из дождливого Петербурга мы собирались на Балканы, на юг, оставили теплые вещи, взяли все самое летнее. Но не тут-то было - через всю Хорватию, Боснию и Герцеговину за нами шла гроза. Исполнитель главной роли Юрий Ицков сказал, что это очень творческая погода. И это соответствовало действительности. В столице Хорватии Загребе нас встретил потрясающий театр, с теплой атмосферой, прекрасной сценой, декорации Орлова замечательно там заиграли. Нам сказали, что в зале будет много русских, но, видимо, хорваты раскупали билеты быстрее. Спектакль играли в сопровождении субтитров, то есть зрителям нужно было следить и за строкой, и за происходящим на сцене. В финале они стоя кричали «браво». Там любят русскую классику, поэтому и Горький им близок, и сама тема разъединения, разрушения семьи достаточно актуальна для стран бывшей Югославии. Ведь семья разрушается изнутри точно так же, как страна, и это касается каждого.

- Перед вашим отъездом вновь обострился конфликт между Сербией и Косово, чуть ли не военные действия начинались. На вас эти события не отразились?

- Нет. Никакой напряженности не чувствовалось. Нас везде встречали просто прекрасно, организация во всех шести городах четырех балканских стран была очень хорошая. Нас встречали мэры городов, представители посольств, жали руки, благодарили. Один чиновник, правда, обмолвился: «Какого хорошего Чехова вы привезли». Но, правда, во всех спектаклях режиссера Владимира Туманова есть чеховские нотки...

В Сербии я не заметил, что идет какая-то эскалация конфликта. Они мирные люди, живут простой жизнью, сидят в тенечке, едят мороженое, пьют кофе. Там и полицию нечасто встретишь, не то что военных.

- Значит, приключения ждали вас не на Балканах, а в Москве?

- Мы приехали в Москву отдохнувшие, разместились в хорошей гостинице, а утром обнаружилось, что наши декорации еще не пришли. Белорусские таможенники задержали фуру на границе с Россией. Поначалу паники не было, верили, что все придет, в боевой готовности были и наши монтировщики, и специалисты Губернского театра, на сцене которого нам предстояло выступать. В 17.00 стало понятно, что ни декораций, ни костюмов, ни реквизита уже не будет. А нужно сказать, что в спектакле «Мещане» сценография, предметный мир играют очень большую смысловую роль. Художественный руководитель фестиваля «Фабрика Станиславского» Сергей Безруков стал звонить в высокие инстанции, но был вечер пятницы...

У нас оказалось четыре рубашки, которые совершенно случайно взяла наш костюмер, у меня в гримерке висела вязаная кофта, похожая на мою из спектакля, я ее надел. Говорят, это была кофта Безрукова. Приняли решение сделать просто выгородку венскими стульями, театр нам дал рояль, гитару, вот и все... Не было даже стола, вокруг которого происходит действие. И мы все вспоминали упражнения первого актерского курса на память физических действий - работу с воображаемыми предметами. В общем, это был экзамен и для мастеров, и для молодых артистов.

Владимир Анатольевич Туманов вначале вышел на сцену и объяснил ситуацию: артисты приехали, а декорации - нет, поэтому будем играть так, как есть, такая вот невольная шутка в честь Станиславского. Иначе публика не поняла бы, почему артисты выходят в кроссовках и рваных джинсах. Мне кажется, этот экзамен мы выдержали, во всяком случае Туманов остался доволен. Потом подходили зрители и говорили, что это у нас европейский минималистический театр. Не знаю насчет европейского театра, но уверен, что мы действительно проявили себя молодцами.

- Но ведь нужно было с ходу менять способ существования.

- Только через игру, через внутренние действия, через себя ты можешь донести зрителю, что же действительно происходит с твоим персонажем. Потом люди говорили, что многие действия актеров были понятны. То есть мы играли сугубо по Станиславскому. И я из этого вынес для себя какие-то уроки.

- Фура-то в результате пришла?

- Но уже после начала спектакля. В финале огромный зал встал, публика кричала нам «браво». Мы получили мощнейшую поддержку и публики, и руководства фестиваля, и критики. Но все же таких испытаний не должно быть.

Подготовила Татьяна КОРОСТЕЛЕВА

#театр #фестиваль #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6470) от 01.07.2019 под заголовком «За экстримом к Станиславскому».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...