За экстримом к Станиславскому. Почему спектакль «Мещане» сыграли в Москве без костюмов и реквизита
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Недавно Драматический театр на Васильевском со спектаклем «Мещане» по пьесе Максима Горького совершил гастрольный «Балканский тур», а также получил диплом II летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» в Москве. Причем играть спектакль на фестивале, посвященном учению К. С. Станиславского, пришлось без декораций, костюмов и реквизита. Почему? Об этом «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказал исполнитель роли самобытного философа Тетерева ведущий артист театра Михаил НИКОЛАЕВ:
- Из дождливого Петербурга мы собирались на Балканы, на юг, оставили теплые вещи, взяли все самое летнее. Но не тут-то было - через всю Хорватию, Боснию и Герцеговину за нами шла гроза. Исполнитель главной роли Юрий Ицков сказал, что это очень творческая погода. И это соответствовало действительности. В столице Хорватии Загребе нас встретил потрясающий театр, с теплой атмосферой, прекрасной сценой, декорации Орлова замечательно там заиграли. Нам сказали, что в зале будет много русских, но, видимо, хорваты раскупали билеты быстрее. Спектакль играли в сопровождении субтитров, то есть зрителям нужно было следить и за строкой, и за происходящим на сцене. В финале они стоя кричали «браво». Там любят русскую классику, поэтому и Горький им близок, и сама тема разъединения, разрушения семьи достаточно актуальна для стран бывшей Югославии. Ведь семья разрушается изнутри точно так же, как страна, и это касается каждого.
- Перед вашим отъездом вновь обострился конфликт между Сербией и Косово, чуть ли не военные действия начинались. На вас эти события не отразились?
- Нет. Никакой напряженности не чувствовалось. Нас везде встречали просто прекрасно, организация во всех шести городах четырех балканских стран была очень хорошая. Нас встречали мэры городов, представители посольств, жали руки, благодарили. Один чиновник, правда, обмолвился: «Какого хорошего Чехова вы привезли». Но, правда, во всех спектаклях режиссера Владимира Туманова есть чеховские нотки...
В Сербии я не заметил, что идет какая-то эскалация конфликта. Они мирные люди, живут простой жизнью, сидят в тенечке, едят мороженое, пьют кофе. Там и полицию нечасто встретишь, не то что военных.
- Значит, приключения ждали вас не на Балканах, а в Москве?
- Мы приехали в Москву отдохнувшие, разместились в хорошей гостинице, а утром обнаружилось, что наши декорации еще не пришли. Белорусские таможенники задержали фуру на границе с Россией. Поначалу паники не было, верили, что все придет, в боевой готовности были и наши монтировщики, и специалисты Губернского театра, на сцене которого нам предстояло выступать. В 17.00 стало понятно, что ни декораций, ни костюмов, ни реквизита уже не будет. А нужно сказать, что в спектакле «Мещане» сценография, предметный мир играют очень большую смысловую роль. Художественный руководитель фестиваля «Фабрика Станиславского» Сергей Безруков стал звонить в высокие инстанции, но был вечер пятницы...
У нас оказалось четыре рубашки, которые совершенно случайно взяла наш костюмер, у меня в гримерке висела вязаная кофта, похожая на мою из спектакля, я ее надел. Говорят, это была кофта Безрукова. Приняли решение сделать просто выгородку венскими стульями, театр нам дал рояль, гитару, вот и все... Не было даже стола, вокруг которого происходит действие. И мы все вспоминали упражнения первого актерского курса на память физических действий - работу с воображаемыми предметами. В общем, это был экзамен и для мастеров, и для молодых артистов.
Владимир Анатольевич Туманов вначале вышел на сцену и объяснил ситуацию: артисты приехали, а декорации - нет, поэтому будем играть так, как есть, такая вот невольная шутка в честь Станиславского. Иначе публика не поняла бы, почему артисты выходят в кроссовках и рваных джинсах. Мне кажется, этот экзамен мы выдержали, во всяком случае Туманов остался доволен. Потом подходили зрители и говорили, что это у нас европейский минималистический театр. Не знаю насчет европейского театра, но уверен, что мы действительно проявили себя молодцами.
- Но ведь нужно было с ходу менять способ существования.
- Только через игру, через внутренние действия, через себя ты можешь донести зрителю, что же действительно происходит с твоим персонажем. Потом люди говорили, что многие действия актеров были понятны. То есть мы играли сугубо по Станиславскому. И я из этого вынес для себя какие-то уроки.
- Фура-то в результате пришла?
- Но уже после начала спектакля. В финале огромный зал встал, публика кричала нам «браво». Мы получили мощнейшую поддержку и публики, и руководства фестиваля, и критики. Но все же таких испытаний не должно быть.
Подготовила Татьяна КОРОСТЕЛЕВА
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6470) от 01.07.2019 под заголовком «За экстримом к Станиславскому».
Комментарии