Юрьев день для мажора. Комедия «Холоп» взорвала российский прокат

Фильм Клима Шипенко «Холоп» довольно охотно смотрят зрители.

Юрьев день для мажора. Комедия «Холоп» взорвала российский прокат |

Гриша (сербский актер Милош Бикович) - типичный московский мажор, то есть наглый циник, прожигающий по клубам жизнь и папины деньги и уверенный в полнейшей своей безнаказанности. После очередной выходки, когда Гриша чуть насмерть не задавил полицейского, у сбившегося с ног богатого папаши (Александр Самойленко) опускаются руки. Последняя его надежда - эксцентричный психолог с самобытным подходом, которого играет одинаковый во всех своих ролях Иван Охлобыстин.

Нужное решение находится быстро. Гриша попадает в ДТП, а приходит в себя в домотканой рубахе и лаптях. Вокруг - какие-то сараи, свиньи, грязь, люди в тряпье с бородами. На вопрос, какой сейчас год, ответ ему - 1860-й... До отмены крепостного права еще год. А пока что барин может наглого мужика судить и миловать. И вот ничего не понимающего Гришу уже от души хлещет приказчик кнутом, а там и вовсе тащат на эшафот...

Конечно, вся эта посконная действительность - огромный театр, выстроенный на папины деньги ушлым психологом. Нам показывают операторскую рубку, замаскированную под избу, актеров, вылезающих из костюмов... Никакой чрезмерной фантастики, никакой паранойи. Нервное напряжение вызывается другим: поймет ли Гриша, какая игра развернулась вокруг него - и удастся ли план, исправится ли хам, побыв хамом буквальным?

В этом смысле фильм Шипенко комически перекликается с популярным сериалом «Мир Дикого Запада» (третий сезон которого скоро выйдет на экраны) - мол, у них ковбои, а как бы выглядел наш крестьянско-помещичий вариант? Но больше похоже на давнее и незабвенное «Шоу Трумана», где герой Джима Керри точно так же пытался разглядеть подлинную реальность за всеобъемлющей иллюзией. Его извинял тот факт, что внутри шоу он провел всю жизнь. Гриша не может раскусить обман по причине своего глубочайшего невежества, так что ни татаро-монголы, ни другие анахронизмы его не очень-то удивляют, а зрителю дают источник шуток.

У Шипенко почти одновременно с «Холопом», в конце прошлого года, вышел и другой фильм - «Текст». И там похожая тема отразилась словно в зеркале, с другого ракурса. Кажется, что режиссер обдумывал одну и ту же мысль, а потом расщепил ее жанрово и тезисно на две картины. «Холоп» - комедия, «Текст» - драма. В «Холопе» герой - единственный, кто не знает, что произошло. В «Тексте», наоборот, главный герой, которого играет Александр Петров, мистифицирует всех остальных, воспользовавшись телефоном своего убитого недруга и имитируя его электронно-социальную жизнь. Но все это в принципе об одном и том же: любая эпоха скрывает свою суть от своих обитателей при помощи эффектов и механизмов. Для нашего времени чем дальше, тем сильнее такой пеленой обмана становятся медиа. Или их отсутствие. Гриша лишается своего смартфона, поэтому не может определить, достоверно ли происходящее с ним.

Что еще важнее, в «Тексте» герой Петрова, пользуясь телефоном своего врага, начинает его лучше понимать, проникается сочувствием и даже до какой-то степени перенимает часть его личности, цифровой - но вполне реальной. Гришу в «Холопе» лишают связи с внешним миром, но с той же целью - превратить в другого человека. Однако весь ход фильма наводит на мысль, что методы охлобыстинского психолога не работают. Операция по перевоспитанию решительно проваливается. В последний момент героя накрывает любовь, которая только и помогает ему измениться.

Однако в финале «Холопа» мы видим, что шоу поставлено на поток - и нового растерянного мажора волочет на эшафот сам Гриша, загримированный под барского приказчика и с энтузиазмом принимающий участие в «игре». Интересное выходит противоречие: эффективно сработал не кнут, а любовь, действие которой запрограммировать нельзя. Но средством перевоспитания остаются все равно страх и насилие.

И это не случайная погрешность в сценарии, а значимая оговорка. Особенно если вспомнить, что Иван Охлобыстин в фильме «Временные трудности» совсем недавно сыграл похожего персонажа, «перевоспитывающего» бескомпромиссным насилием своего сына. И ведь герой «Текста» приходит в очень похожий тупик: любовь меняет его, но это в конечном счете не играет никакой роли. Вся система, невзирая на чей-то там личный опыт, продолжает отчуждать людей друг от друга. Вариантов, кроме как продолжить круг насилия, нет - и механизм продолжает действовать вопреки всему. В этом смысле «Холоп» оказался еще более интересной притчей, чем, может быть, его задумывал и сам Клим Шипенко.

#фильм #кино #российские актеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (6609) от 23.01.2020 под заголовком «Юрьев день для мажора».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?