Языку танца перевод не нужен. В Александринском театре открылся фестиваль «Золотая маска»

«Вечером современной хореографии» Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко на основной сцене Александринского театра открылся фестиваль «Золотая маска».

Языку танца перевод не нужен. В Александринском театре открылся фестиваль «Золотая маска» | ФОТО Карины ЖИТКОВОЙ/предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Карины ЖИТКОВОЙ/предоставлено пресс-службой фестиваля

Программа, которую увидели петербуржцы, была презентована московской публике в 2021 году. В нее попали премьерные для России спектакли знаменитых хореографов: Kaash Акрама Хана и Autodance Шарон Эяль, а также «Маленькая смерть» Иржи Килиана, ставшая частью афиши московского театра в 2010 году, — три краски современного танцевального искусства.

Открыла вечер работа британца Акрама Хана, после премьеры которой он проснулся знаменитым. Хореограф родом из Бангладеш, с детства занимался национальными танцами и не терял связь с родной культурой. В спектакле Kaash он соединил язык contemporary и индийский традиционный танец катхак, и в 2002 году эта постановка стала его хореографическим манифестом. С тех пор визитную карточку и первую полнометражную работу Хана жаждут увидеть во всех прогрессивных театрах мира. В Петербурге ее уже видели, но версия, которая предъявлена нам сейчас, более краткая и плотная, а количество танцовщиков, напротив, больше.

Классические артисты Музтеатра, к 2021 году испробовавшие разную современную хореографию, лихо овладели ритуальным характером танца Хана, в котором энергия скорее собирается, а не тратится. Соединяясь с гипнотической музыкой композитора Нитин Соуни, где лейтмотивом стали ударные и голос, будто повторяющий заклинания, они показывают нам вселенную «созидания и разрушения». Их движения впитали элементы древнего храмового танца и современную пластику. Все это подчеркивается и усиливается костюмами — черными широкими юбками в пол (на снимке). Зритель будто становился свидетелем таинственного магического обряда, разворачивающегося в теплом полумраке на фоне черно-серого размытого прямоугольника от скульптора Аниша Капура.

Таким же гипнотическим эффектом обладает и Autodance Шарон Эяль. Московские и петербургские балетоманы уже успели ознакомиться с творчеством израильтянки. В 2014 году ее молодая компания L-E-V впервые посетила столицу, а незадолго до пандемии «Театральная олимпиада» показала на сцене Театра на Фонтанке две первые час­ти трилогии OCD Love — о любви в тени обсессивно-компульсивного расстройства (при нем человек охвачен навязчивыми и раздражающими мыслями). Ученица мэтра Охада Наарина и экс-танцовщица легендарной Batsheva Dance Company поставила Autodance в 2018 году для Балета Гетеборга — вместе со своим неизменным соавтором и продюсером клубного движения Тель-Авива Гаем Бехаром. Под пульсирующий ритм техно-музыки Ори Литчика танцовщики двигаются по математическим траекториям «черного кабинета» на высоких полупальцах. Сюжет отсутствует, зато есть бесконечное движение внутри геометрической логики: «чистота и незамутненность» — так характеризует движение в этой работе сама Эяль. В Autodance мы видим ее собственный техно-обряд XXI века, который рождается в драйве изматывающего марша и растворяется в финальном магическом свете (художник Алон Коэн). Классической труппе московского театра, их утонченным телам оказалась по нраву хореография и монохромная эстетика Эяль, а прима-балерина Оксана Кардаш, исполнительница всех главных партий академического репертуара, в 2022 году за свое соло получила «Золотую маску» в номинации «Балет, женская роль».

Соединяет работы Акрама Хана и Шарон Эяль балет выдающегося чеха Иржи Килиана «Маленькая смерть». Хореограф порядка 25 лет возглавлял Нидерландский театр танца и создал в его стенах не один шедевр. Этот балет на музыку Моцарта Килиан поставил в 1991 году для Зальцбургского фестиваля к 200‑летию со дня смерти композитора. Название не следует воспринимать буквально: маленькой смертью во Франции изящно называют оргазм. Хореограф со сцены рассказывает о любви: чувственной и поглощающей. Шесть дуэтов, лишенных барочного кокетства, со всей выразительностью и музыкальностью открывают оттенки растекающегося по телу блаженства, не останавливаясь ни на секунду. Волны покрывала черного шелка захлестывают танцовщиков и танцовщиц и заставляют отдаться изобретательному текучему танцу, в котором эротизм сменяется трепетностью, а дионисийская сексуальность — нежностью. Последнее труппе Театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко с ее опытом в классических романтических балетах удается особенно тонко.


#Александринский театр #Золотая маска #театр #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7289) от 02.11.2022 под заголовком «Языку танца перевод не нужен».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?