Выйдут ли аутсайдеры в лидеры? В Русском музее обсудили «грубое искусство»

В Русском музее состоялась дискуссия «Диалоги об арт-брют», в которой приняли участие искусствоведы, специалисты по арт-терапии и активисты общественных организаций, работающие с особенными художниками. Главной темой разговора стало обсуждение вопроса, нужен ли в Петербурге музей этого искусства. «Санкт-Петербургские ведомости» предложили высказаться участникам дискуссии.

Выйдут ли аутсайдеры в лидеры? В Русском музее обсудили «грубое искусство» | Виктория Быкова. «Подсолнух». Художница занимается в арт-студии «Перспектив». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Виктория Быкова. «Подсолнух». Художница занимается в арт-студии «Перспектив». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Александр БОРОВСКИЙ, заведующий отделом новейших течений Русского музея:

- Что такое арт-брют?

- Арт-брют, или «грубое искусство», связано прежде всего с именем французского художника Жана Дюбюффе, который в 1940-е годы собирал творчество насельников психиатрических клиник. Его коллекция стала основой Музея арт-брют в Лозанне. Сравнительно недавно, лет сорок назад, английский критик Роджер Кардинал расширил понятие, введя термин «аутсайдер-арт».

- Кого признали аутсайдерами?

- Всех художников, которые находятся вне рамок беспощадного арт-истеблишмента с его системой галерей, кураторов, аукционных продаж. Это не только искусство «иных», но и искусство примитивистов, а также творчество малых народов или локальных групп. У нас принято для него название «народные промыслы». Кстати, в СССР дома самодеятельного творчества были подлинными центрами аутсайдер-арта. И даже детское творчество относят к этому виду искусства.

- Сейчас в Русском музее работает выставка Бориса Лурье, боровшегося с поп-артом, грубо утрируя его приемы. Этого художника можно отнести к аутсайдерам?

- Отчасти. Четыре года, проведенные Лурье в нацистских концлагерях, неизбежно отразились на всем его последующем творчестве. Но, на мой взгляд, чистым аутсайдером является Мэт Лэмб - преуспевающий бизнесмен, который в пятьдесят с лишним стал рисовать библейских персонажей, как он их себе представляет. Мы делали выставку Лэмба в Русском музее.

Напомню наш проект «Актуальный рисунок», где мы среди работ профессионалов показывали произведения одного плотника. Он изобразил высадку марсиан на Землю, дополнив ее сотнями изображений инопланетной одежды и оружия...

- Так, может, все разнообразие художников и поместить в музей аутсайдер-арта? Чтобы там говорить с широкой публикой об искусстве, а не о важных, но специальных проблемах арт-терапии.

- На мой взгляд, такой музей в Петербурге не нужен. Собирать и складывать там вещи?

- А что нужно?

- Городской или муниципальный выставочный центр, где будут проходить временные выставки. Такой центр оптимален, он отвечает динамичной ситуации. Образно назову ее «между карнавалом и Великим постом». Если серьезно: «между истеблишментом и патронажем».

Есть общественные организации, как «Антон тут рядом», которые занимаются арт-терапией. Из их рядов выдвинулись молодые амбициозные кураторы. И есть мы, музейные кураторы, которые представляют, что интересно для публики. Совместная работа на независимой площадке даст хороший результат.

В то же время мне представляется, что для привлечения общественного внимания к аутсайдер-арту необходимо создавать для него подобие рынка. Со специализированной галереей, изданиями и т. д. Хотя будет много вопросов. Какие должны быть цены на это искусство, как использовать вырученные средства? А главное, как сделать так, чтобы востребованные аутсайдеры не стали повторять себя, не делали картинки на поток.

Александр ИВАНОВ, куратор, руководитель арт-студии благотворительной общественной организации «Перспективы» при ПНИ № 3 в Старом Петергофе:

- Ваша арт-студия давно существует?

- Она была основана в 2001 году. И сегодня наш архив составляет 3 тысячи произведений, созданных за 18 лет. Спектр хранящихся работ очень широк: от абстрактной живописи и скульптуры до фотографии и саунд-арта.

- Работы участников арт-студии выставлялись?

- На десятой биеннале «Манифеста», состоявшейся в Петербурге, Уральской индустриальной биеннале современного искусства, фестивале медиаискусства «Киберфест», в Музее Ахматовой, Музее стрит-арта, в нескольких других музеях и галереях Москвы, Лондона, Гамбурга.

- Может быть, сделать все ваше богатство основой петербургского музея аутсайдер-арта?

- Аутсайдер-арт - это не стиль. Это искусство меньшинства, созданное внутри большинства. Аутсайдер-арт объединяет произведения не по их «эстетическим» качествам, а по социальному статусу тех, кто их создал. В искусстве тоже есть свои гетто. И аутсайдер-арт - одно из них. Что касается музея, то для меня здесь одни вопросы.

- Какие вопросы?

- Каким может быть музей аутсайдерского искусства в Петербурге? И нужен ли он вообще? Нужен ли он сегодня? Должен ли этот музей существовать в виде некой отвлеченной коллекции произведений или же быть чем-то наподобие голландского музея психиатрии Dolhuys? Хватит ли у создателей музея смелости и широты взглядов, чтобы построить открытую исследовательскую институцию, которая будет задавать вопросы и ставить проблемы, а не поклоняться и увековечивать? И что особенно важно, будут ли сами художники и художницы-аутсайдеры приглашены к обсуждению концепции музея? Возможно ли это здесь и сейчас, в эпоху существования психоневрологических интернатов?

- То есть музей не нужен?

- Может быть, необходима новая культурная и урбанистическая политика? Качественные инклюзивные программы, открытые городские студии для людей с инвалидностью, безбарьерная среда и программы трудоустройства и сопровождаемого проживания? Иными словами, те вещи, которые позволят особенным людям не чувствовать себя аутсайдерами в собственном городе.

Итак, эксперты сомневаются в необходимости создания музея аутсайдер-арта. Мы провели нестрогий социологический опрос среди посетителей нескольких выставок, которые открывались в сентябре в разных петербургских арт-пространствах. То есть среди людей, которые следят за художественным процессом. Три четверти ответили, что такой музей нужен, и аргументация была проста: «Чем больше музеев, тем лучше». Мнения о том, что лучше - государственный или частный музей, - разделились. «Частники» инициативнее, «государственники» долго раскачиваются, но с ними надежнее.

#искусство #музеи #дискуссия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6536) от 01.10.2019 под заголовком «Выйдут ли аутсайдеры в лидеры?».


Комментарии