Выставка-размышление о природе пейзажного жанра открывается в Русском музее

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Петр и Никита Фомины. На псковской земле». Повод - круглые даты. В этом году отцу исполнилось бы 100. Сыну, пребывающему в добром здравии, - 70. Но причины для выставки - совсем не юбилеи.

Выставка-размышление о природе пейзажного жанра открывается в Русском музее | Никита Фомин. «Шурик в кладовке». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Никита Фомин. «Шурик в кладовке». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Это размышление о природе пейзажного жанра в последние полвека. Владимир Леняшин, заведующий в Русском музее отделом живописи второй половины XIX - начала XXI века, образно «расставил по полочкам» этих художников. У Петра Фомина «живопись чарует импровизационной свободой письма, прозрачной тональной гармонией». Никита Фомин - «петербургский эстет, одержимый акмеистской тоской по мировой культуре. У него царит торжественная неподвижность. Время останавливается».

На выставке авторство почти всегда легко угадать, не читая этикеток. Вот импрессионистичные «Свежий ветер» и «Северная деревня» - это Фомин-старший. А вот - «Церковь Козьмы и Дамиана на Гремячей горе» или «Сжатое поле». Это Фомин-младший, становление которого пришлось на 1970-е годы. Для него кроме академической школы естественным стало восприятие достижений Ван Гога и русских фовистов из общества «Бубновый валет».

Разными являются и биографии художников. Фомин-старший из всех жанров живописи предпочитал пейзажи. Еще в советское время приобрел дом в деревне Малы близ Изборска, много рисовал на пленэре. Там же собирались друзья, многие из них - художники. Возник небольшой «псковский Барбизон».

Самая известная работа Фомина-младшего - мозаичные панно для монумента Героическим защитникам Ленинграда (в коллективе авторов), он оформлял несколько станций петербургского метро. Влияние монументализма заметно не только в пейзаже «Теплый вечер» с козой, жующей «предзакатную траву», но и в картине «Шурик в кладовке», это портрет кота, бродящего во мраке среди хрупкой посуды.

Но однажды взгляды художников на родную природу сошлись. Это произошло, когда они оба нежно и трепетно изобразили «Апрельскую дымку».

Читайте также о связи Александра Блока и железной дороги.

#Русский музей #выставка #пейзаж #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (6429) от 25.04.2019 под заголовком «Вкус предзакатной травы».


Комментарии