Выставка «Собрание ПК» открылась в Музее Анны Ахматовой

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Собрание ПК», представляющая графику, фотографии и документы из коллекции искусствоведа Петра Корнилова (1896–1981). Часть этого замечательного собрания хранится в фондах музея, остальное —у наследников.

Выставка «Собрание ПК» открылась в Музее Анны Ахматовой  | Кузьма Петров-Водкин. «Голова ангела». 1912 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Кузьма Петров-Водкин. «Голова ангела». 1912 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Корнилов родился в Симбирске в семье повара. В годы учебы в казанском Первом реальном училище его педагог Петр Дульский, исследователь памятников архитектуры, отвез своих учеников в Третьяковскую галерею. По возвращении домой Корнилов принимает решение «не отходить от искусства» и начинает собирать доступное — открытки с репродукциями картин.

Революция 1917 года застает его в Москве. На выставке представлено удостоверение о том, что три мартовские недели студент Корнилов работал милиционером, ­проявил аккуратность и добросовестность.

После Гражданской войны красноармеец Корнилов командируется в Петроград для изучения археологии и истории искусств. Он знакомится с Павлом Шиллинговским, Дмитрием Митрохиным и другими художниками, организует их выставки в Казани. В 1925 году создает в Центральном музее Татарстана отдел древнерусского искусства. Слово «икона» ­употреблять запрещалось, музейщики на эзоповом языке говорили: «Станковая живопись XVI – XVII веков». Сведущие люди понимали, что речь шла об иконах, никакой другой живописи в допетровской Руси не существовало.

В 1932 году Корнилов становится заведующим полиграфической секцией Русского музея. Он превратил ее из скромного собрания агитплаката в отдел графики, проводивший исследования и выставки русского графического искусства. Всю Великую Отечественную войну Корнилов находился в Ленинграде. В осажденном городе он руководил искусствоведческой секцией Дома ученых. Там обсуждали проблемы ­русского искусства ХIХ века или культуру древней Месопотамии. Таким ­образом блокадники поддерживали друг друга.

Как рассказала нашей газете Светлана Грушевская, куратор выставки, основная идея проекта состоит в том, чтобы рассказать о Корнилове через собранную им коллекцию графики первой половины ХХ века.

К годам революции относятся идейно выдержанные линогравюры Владимира Козлинского из неизданного альбома «Современный Петербург». На полях небольшого «Кимерийского пейзажа» находится дарственная от автора — Максимилиана Волошина. Коллекционер вспоминал, как в 1924 году Шиллинговский подарил ему экслибрис с видом Петропавловского собора — несколько авторских отпечатков на китайской бумаге и доску, с которой они создавались.

К 1930‑м годам относятся иллюст­рации Александра Самохвалова к «Истории одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина, автопортреты Георгия Верейского и Николая Тырсы, «Портрет Николая Тырсы с головой льва» Константина Рудакова.

В дни блокады Шиллинговский ­создал эскизы к серии гравюр «Осажденный город», в том числе ­«Александровский сад» и «Республиканский (бывший Дворцовый) мост». Художник успел нарезать семь досок и за неделю до смерти сделать с них пробные отпечатки. В апреле 1942 года Корнилов добился, чтобы Анне Остроумовой-Лебедевой выдали продовольственную карточку первой категории. Летом художница подарила ему к дню рождения трактат по искусству гравюры на дереве 1766 года издания «в память проведенной зимы 1942 года». Книгу с обгоревшими страницами явно спасали от пожара. В поздравительном тексте художница пишет, что купила трактат в конце XIX века и училась по нему цветной гравюре. На выставке представлены результаты обучения — пейзажи Петербурга и Царского Села, созданные Остроумовой-Лебедевой в начале ХХ века.

Два пейзажа — «Площадь Лассаля» Дмитрия Митрохина и «Площадь искусств» Георгия Верейского, созданных в разные годы, сопровождаются комментарием Наталии Корниловой, внучки нашего героя. На рисунках изображен вид из квартиры Корниловых. Она находилась в здании Русского музея. Во дворе хранились дрова всех соседей. Поэтому сначала Наталия услышала слова «поленницы Лансере и Бенуа», а потом узнала, что это представители известных семей.

Выставку завершают два замечательных рисунка и раритетный документ. «Голова ангела» Кузьмы Петрова-Водкина — эскиз фрески для Никольского Морского собора в Кронштадте. Филиппу Малявину принадлежит карандашный портрет Ильи Репина.

В 1931 году по просьбе Корнилова, собравшего материал для словаря казанских мастеров, Давид Бурлюк составил автобиографическую справку. Художник, который давно жил за рубежом, отвечая на вопросы о своих взглядах, пишет: «Все искусство — революционным, освобожденным, трудовым массам. Музей русских вывесок интереснее для нас и важнее Эрмитажа. Пролетариат нуждается в самых изысканных и небывалых формах».


#выставка #музей #музей Ахматовой

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7205) от 07.07.2022 под заголовком «Корнилов, не отходивший от искусства».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?