Выставка «Русское лоскутное шитье» открылась в Строгановском дворце

В Строгановском дворце Русский музей открыл выставку «Русское лоскутное шитье». В трех залах — около пятидесяти экспонатов: одеяла, коврики, ковры, покрывала, немного живописи и декоративно-прикладного искусства. Все это радует глаз и трогает душу яркостью красок и ощущением домашнего тепла.

Выставка «Русское лоскутное шитье» открылась в Строгановском дворце | Фото Сергея ГРИЦКОВА

Фото Сергея ГРИЦКОВА

За последние годы сформировался массовый вкус интерьера — функциональность, спокойствие, простота. Но и сегодня есть много любителей рукоделия с трудно произносимыми на родном языке названиями — квилтинг и пэчворк.

Интерес к народному шитью был всегда. В нашем собрании есть образцы лоскутного шитья XIX века, выполненные неизвестными художниками, вероятно, для какой‑то художественно-промышленной выставки, — рассказывает куратор ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея Марина Сорокина. — Такой коллекцией может гордиться любой музей, нигде подобной нет. Мы целенаправленно собирали лоскутное шитье, в конце XX века отправлялись в экспедиции в Архангельскую, Вологодскую, Ленинградскую области. Общались с мастерами, иногда лучшие произведения брали из сундука. Это искусство крестьянское, семейное. Порой вещи продавались, заказывались, но то, что мы показываем здесь, сделано для себя, выполнено мастерицами, которые иногда с трудом имя свое могли написать. Но они умели ткать, вышивать, делали вещи уникальные.

Лоскутные одеяла изначально шились не из новых тканей, а из кусочков одежды, отслужившей свой срок, предметов домашнего обихода. Старые платья резали на куски, собирали ниткой, получались красивые махровые панно. Лоскуты на деревенском одеяле часто неправильной формы, подбирались произвольно, но составляли орнамент.

В XIX веке фабричные ситцы — хлопчатобумажные ткани с набивным рисунком — стали доступны, вошли в обиход, проникли в быт крестьянского и мещанского дома. Лоскутное шитье стало искусством. Выставка знакомит с образцами, созданными в деревнях, селах и маленьких городах. Она демонстрирует особенности лоскут­ного шитья разных центров народного искус­ства и творческий почерк мастеров ХХ века.

Лоскутное шитье_Картина_Г.jpg

В. Н. Юдина. «Интерьер в башкирской избе». 1974 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО  Сергея ГРИЦКОВА

Вещей XIX столетия на выставке немного. Коврики работы архангельских мастериц привлекают богатством фактуры и цвета. Лоскутки напоминают то сполохи северного сияния, то раскрывающиеся лепестки цветка, то рябь на воде, отражающей закатные краски неба. Образ родной природы.

Рядом в витрине не сразу бросаются в глаза миниатюрные коврики из Псковской области, созданные уже в XX веке. Они удивляют не только тонкостью цветовых сочетаний, но и тем, что их автор — мужчина, священник. Для сложной композиции он использовал шелковые ткани.

Десятилетиями лоскутные ковры и покрывала шьют из новых ярких тканей. Сдержанный колорит, сочетание приглушенных неярких тонов характерны лишь для нескольких локальных центров в Псковской и Ленинградской областях. Крестьянки Бокситогорского района из отдаленных вепсских деревень делают лоскутные одеяла с необычным рисунком в виде восьмиконечных звезд. Те же мастерицы создают и полюбившиеся многим местным жителям круглые плетеные коврики.

Классические круглые коврики со строгим ритмом чередующихся разноцветных треугольников делались в старинном селе Веркола на Пинеге. Близки к ним, но более динамичны работы из Вилегодского района. Это квадратные и прямо­угольные коврики, в центре которых тот же круг.

Столь же разнообразно искусство шитья больших лоскутных композиций — ковров и покрывал. Работы мастериц из Вилегодского района — величественные и монументальные произведения. Сложная геометрическая композиция строится на контрасте чередующихся ярких и светлых полос.

#Строгановский дворец #выставка #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7194) от 22.06.2022 под заголовком «Лоскут всегда в цене».


Комментарии