Выставка работ легендарного фотографа Анри Картье-Брессона открылась в Петербурге

В галерее Art of Foto (Большая Конюшенная улица,1, открылась выставка «Решающий момент» - двадцать три оригинальных отпечатка легендарного Анри Картье-Брессона (1908 - 2004), сделавшего репортажную фотографию высоким искусством.

Выставка работ легендарного фотографа Анри Картье-Брессона открылась в Петербурге |

В 1952 году уже знаменитый фотограф, объездивший к тому времени полмира, выпустил альбом «Решающий момент», дизайн которого согласился сделать Анри Матисс. В нем была помещена программная статья, которая на долгие годы, во всяком случае до внедрения цифровых камер, стала библией для фоторепортеров.

«Я скитался по улицам, возбужденный и готовый наброситься на что-нибудь этакое, сцапать жизнь «в ловушку» - что называется, поймать момент...» - объяснял Картье-Брессон. - Поймать в фотообъектив самую суть, равно как и заставить предмет изображения излучать внутренний свет, то вот это и есть фоторепортаж... Если ты начинаешь обрезать или форматировать хороший снимок - это смерть для внутренней геометрически сложившейся драматургии пропорций. Кроме того, крайне редко случается, чтобы фотографию со слабой композицией могла спасти реконструкция под фотоувеличителем в лаборатории. Целостности видения уже не будет».

Эти принципы наглядно показаны на нынешней выставке из частного собрания. На снимках знаменитости - Игорь Стравинский, Жан-Поль Сартр, Альберто Джакометти, Клод Леви-Стросс, Коко Шанель - излучают тот самый внутренний свет, и в этом заслуга фотографа.

В чисто репортажных снимках видно, как Картье-Брессон хватает жизнь «за рукав», одновременно выстраивая совершенную композицию. Будь то дети в одинаковых черных пальто-накидках, смотрящие на Париж с башни Нотр-Дам; юная продавщица лимонов на Рыбном рынке в Гамбурге, прикрепившая два плода к своей шляпе; непарадная нетуристическая часть Венеции.

Лучший снимок на выставке - «Коронация короля Георга VI»: на фоне толпы зевак мирно спит на куче старых газет бомж в черной «тройке», словно сошедший с экрана немого кино Чарли Чаплина.

Узнав о проведении этой выставки, Валентин Барановский, петербургский фотограф, предоставил несколько снимков из своего архива. Они сделаны в 1973 году во время визита Картье-Брессона в Ленинград.

Читайте также о том, что в Петербурге театральных фотографов стало больше.


#выставка #фотография #галерея

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (6462) от 19.06.2019 под заголовком «Целостность видения».


Комментарии