Вышел новый сезон проекта «Большой балет»

В течение нескольких ноябрьских суббот любители хореографии были прикованы к экранам телевизоров: телеканал «Россия – Культура» представил очередной сезон своего проекта «Большой балет». В проекте были задействованы Мариинский театр, театры оперы и балета Улан-Удэ, Саратова, Уфы, Воронежа, Екатеринбурга, Сыктывкара, Красноярска.

Вышел новый сезон проекта «Большой балет» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Участниками стали восемь пар молодых артистов, уже завоевавших признание публики и критики. Дважды в дуэтах партнерами юных исполнителей становились их опытные коллеги, проходившие вне конкурса и решившие поддержать своих земляков. К удивлению балетного сообщества, в проекте не приняли участие московские театры, которые могли бы представить на конкурс немало замечательных танцовщиков.

В конкурсный репертуар артистов вошли фрагменты как из балетов классиков – Мариуса Петипа, Льва Иванова, Августа Бурнонвиля, так и современных хореографов – Юрия Григоровича, Владимира Васильева, Кирилла Симонова.

Организаторы изменили систему выставления оценок. В прежних сезонах после выступления танцовщиков члены жюри произносили либо «да», либо «нет». Возникали парадоксальные ситуации: нередко эксперты высказывали исполнителям довольно серьезные замечания, но общей оценкой оказывалось, на удивление зрителей, положительное «да». Введенная на этот раз десятибалльная система дала возможность судьям ставить более дифференцированные оценки.

В состав жюри вошли звезды мирового балета Диана Вишнева и Фарух Рузиматов, а также заслуженный артист Украины Денис Матвиенко, заслуженный артист России Алексей Мирошниченко. Примечательно, что почти все члены жюри – воспитанники Академии им. А. Я. Вагановой, а Матвиенко, окончивший Киевское хореографическое училище, многие годы танцевал на сцене Мариинского театра и нынче преподает классический танец в Академии Вагановой. Территория конферанса принадлежала певцу Ильдару Абдразакову и приме-балерине Большого театра Светлане Захаровой. Они представляли исполнителей, задавали им вопросы и порой смягчали накаленную атмосферу обсуждений.

В работе жюри была своя драматургия: жест, мимика, взгляд эксперта порой говорили зрителю больше, чем заключительный вердикт. Тонкие замечания делал Алексей Мирошниченко, взрывной темперамент Дениса Матвиенко словно вырывал его из судейского кресла – опытный мэтр показывал молодому танцовщику, как следовало бы исполнить то или иное движение. Диана Вишнева также не ограничилась устным комментарием: спустившись на сцену, она показала юной исполнительнице, как достичь подлинной красоты в классической позе. Самым суровым судьей оказался Фарух Рузиматов: из десяти возможных баллов в его оценках превалировала семерка.

Мариинский театр представил в проекте одну танцовщицу – Марию Хореву, занимающую в табели о рангах положение первой солистки. Ее партнером выступил премьер труппы Владимир Шкляров. Юная балерина, лишь два года назад окончившая Академию им. Вагановой по классу профессора Людмилы Ковалевой, уже освоила большой репертуар. Среди ее партий – героини балетов «Раймонда», «Баядерка», «Пахита». Для конкурсных выступлений Мария Хорева выбрала сложный репертуар – дуэты из балетов «Спящая красавица» и «Баядерка». Критики всегда отмечали ее отточенную технику и безупречную фразировку движений, однако конкурс предъявил балерине и свои условия, и свою атмосферу: здесь не только аплодисменты зрителей, но и зоркие глаза членов жюри. В двух турах оценки Хоревой занимали верхнюю строчку, превалировали десятки. В «Спящей красавице» члены жюри отметили нечеткость некоторых балетных позиций и, главное, отсутствие внутреннего взаимодействия партнеров. Аврора Хоревой была занята лишь собой, не одаряя теплотой своего принца Дезире – Шклярова.

В «Баядерке» балерина проявила широту танца, чуткую музыкальность, однако Диана Вишнева отметила огрехи в стопах исполнительницы и невыразительность позировок. Хорева восприняла замечания эксперта со спокойствием профессионала.

Конкурс продолжается. В финале жюри предстоит нелегкая задача выбрать лучшего исполнителя и лучший дуэт.

#балет #театр #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (6814) от 26.11.2020 под заголовком «Кто получит хрустальный пуант?».


Комментарии