Выпускники Петербургского театра балета Бориса Эйфмана станцевали на сцене Александринского театра

На сцене Александринского театра состоялся выпускной концерт Академии танца Бориса Эйфмана. В спектаклях мэтра выступили учащиеся и выпускники заведения, а также солисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Выпускники Петербургского театра балета Бориса Эйфмана станцевали на сцене Александринского театра  | ФОТО Евгения МАТВЕЕВА / предоставлено pr-службой Академии танца Б. Эйфмана

ФОТО Евгения МАТВЕЕВА / предоставлено pr-службой Академии танца Б. Эйфмана

Это уже четвертый выпуск в истории Академии танца, основанной в 2013 году по инициативе прославленного хореографа. За 11 лет ее воспитанники пополнили не только балетные труппы ведущих театров страны, но и компании современного танца (Балет Москва, Компания Владимира Варнавы, MusicAeterna Dance, компания современного танца «Каннон Данс»), что соответствует миссии академии: воспитывать универсального артиста, владеющего как классической базой, так и техниками современной хореографии. «Он должен, во‑первых, уметь выполнить любую фантазию хореографа. Он должен владеть техниками классического и современного танца. У него должна быть какая‑то особая выразительность. И нужно не забывать, что это танцовщик все‑таки русского балетного театра, поэтому душа должна активно участвовать в физическом процессе исполнения», — отметил Борис Эйфман на встрече с журналистами.

Вечер открылся балетом Эйф­мана «Мусагет» на музыку И.-С. Баха и П. И. Чайковского. Мусагет — «предводитель муз» — одно из имен бога Аполлона. Поставленный впервые в 2004 году для New York City Ballet как приношение Джорджу Баланчину, спектакль тем не менее не воспроизводит биографию выдающегося хореографа. В центре авторского замысла — обобщенный образ художника, творца, неустанный путь на вершины искусства, становящегося синонимом самой жизни. В балете сталкиваются, взаимодействуют и удивительным образом уживаются два творческих мира: гармоничный, сдержанный мир так называемой чистой хореографии Мистера Би и мир Эйфмана с его театральностью, конфликтностью и психологизмом.

Выпускник Красноярского хореографического колледжа (2020), а с нынешнего сезона — солист эйфмановской труппы Филипп Аржанов в партии Баланчина поразил актерско-пластической органикой, профессиональной зрелостью, внутренней значительностью. Артист выглядит достойным преемником Олега Маркова, Альберта Галичанина, Олега Габышева — блестящих исполнителей центральной роли.

Дивной красотой отличался танец Есении Анушенковой — первой Музы. «Поющие» линии тела, легкий высокий шаг, точность позиций, приглушенная эмоциональность, одухотворенность пластики — черты хореографического почерка Анушенковой. Незаурядное мастерство выпускницы не осталось незамеченным: в новом сезоне она приглашена в труппу Мариинского театра. Графической четкостью пластического рисунка, удлиненностью линий, броским темпераментом и манерами примы запомнилась старшекурсница Мия Мансурова в партии третьей Музы.

В кордебалетных сценах были задействованы исключительно воспитанники академии. Сложнейшая телесная комбинаторика, стремительный темп и напряженный ритм эйфмановских балетов требуют аккуратных позиций, грамотной постановки корпуса, без­упречной координации, поскольку основываются на классическом танце. Хореография подобной интенсивности рассчитана на зрелых профессионалов. Юные танцовщики отдаются ее стихии с азартом и невероятной воодушевленностью, компенсирующими неизбежные огрехи исполнения.

Завершил программу балет «Мой Иерусалим», созданный хореографом в 1998 году под впечатлением от посещения Вечного города (премьера новой версии состоялась в 2023 году). Спектакль заставляет вспомнить работы Мориса Бежара с их столк­новением разных времен, пластических и музыкальных стилей. В «Моем Иерусалиме» столь же контрастно сталкиваются прошлое и современность, этномузыка и техно-рейв, проникновенные монологи и варварская агрессия массового пляса.

Поразительной пластической свободой, эмоциональной самоотдачей, отличным прыжком и гуттаперчевой гибкостью тела запомнился в одной из ведущих партий старшекурсник Саит Ахмедов. Талантливый артист уже успел потанцевать в работах Ксении Михеевой, принять участие в телепроекте «Синяя птица» и стать лауреатом межрегионального конкурса «Юный хореограф».

В финале балета звучит музыка Моцарта. Ее небесная красота врачует боль, стирает с лиц танцующих гримасы злобы, усмиряет вражду. И вот представители разных конфессий собираются в единую группу и восходят на ладью, напоминающую то Ноев ковчег, то небесный корабль (сценограф Вячеслав Окунев). Держась друг за друга, они с надеждой смотрят в будущее, «открывая для себя одно небо, одно солнце, один мир», как сказано в аннотации спектак­ля. Утверждение идеи общечеловеческой любви и единения в наше время сложно переоценить.

Через два дня после петербургского показа программу выпускного концерта повторили в Минске: ею открылся Х международный фестиваль «Балетное лето» в Большом театре Белоруссии.

Многие перспективные выпускники уже получили приглашения как в труппу Эйфмана, так и в ведущие театры страны — Большой, Мариинский, Театр им. Л. В. Якобсона.


#балет #театр #Академия танца

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7677) от 05.06.2024 под заголовком «Танцуем будущее».


Комментарии