Вуппертальский танцтеатр Пины Бауш выступил в Петербурге

В Петербурге впервые выступил Вуппертальский танцтеатр Пины Бауш. Легендарный коллектив показал на сцене Александринского театра единственный спектакль – «Полнолуние».

Вуппертальский танцтеатр Пины Бауш выступил в Петербурге | ФОТО Владимира ПОСТНОВА/предоставлено пресс-службой Александринского театра

ФОТО Владимира ПОСТНОВА/предоставлено пресс-службой Александринского театра

Трехдневные гастроли Вуппертальского танцтеатра – одно из важных событий Года Германии в России и международного театрального фестиваля «Александринский». «Полнолуние» (2006) – спектакль позднего периода творчества знаменитого немецкого хореографа Пины Бауш. Мрачный, трагедийный мир ее первых работ сменился ироничностью и игрой, яркими эмоциями и красками. Мотивы отчуждения, одиночества, поиска и невозможности взаимопонимания по-прежнему важны, но они смягчены юмористическими импровизационными эпизодами, теплом и нежностью по отношению к человеку во всем его несовершенстве. «Полнолуние» – один из самых красивых спектаклей Пины Бауш. Созданное сценографом Петером Пабстом пространство напоминает ландшафт неизвестной планеты, посреди которой возвышается гигантская скала-метеорит.

Спектакль открывается ключевой для его понимания сценой: двое мужчин зачерпывают воздух пустыми пластиковыми бутылками, к ним присоединяется третий, рассекающий пространство вокруг себя длинной палкой. Свистящие звуки наслаиваются, умножаются и постепенно трансформируются в гул космического ветра, набирающего скорость с пугающей силой. И вот люди уже срываются с места и, словно гонимые бурей, несутся, беспомощно налетая друг на друга и отскакивая в разные стороны, падая и снова поднимаясь... В финале начальная сцена повторяется: несмотря на все жизненные события, встречи и привязанности, человек все так же одинок, затерян и гоним во времени и пространстве. Но в осознании этого нет отчаяния, а есть мудрое принятие.

«Полнолуние» аккумулирует важнейшие особенности постановочного мышления Бауш: коллажная драматургия, дробящая развитие действия на разные по теме и настроению эпизоды, размывание границ между театром и танцем, равноправие повседневных жестов, пантомимы, разговорных сцен и танцевальных движений, введение в условное сценическое пространство натуралистических деталей и образов окружающей реальности (песка, торфа, листьев и так далее). Как и другие работы Бауш, это спектакль о странностях жизни, странностях взаимоотношений, в которых все любят, но никто не любим. Полнолуние здесь – состояние не только природы, но и внутреннего мира человека. Это своеобразный «час Х», обостряющий эмоции, проявляющий подавленные желания, нереализованные намерения, иллюзии и страхи.

Герои спектакля пребывают в пограничном состоянии: каждый отчаянно жаждет перемен, каждый стремится преодолеть рамки привычного. Символом этих перемен становится вода – главный визуальный элемент постановки. Вода размывает, лишает четких очертаний любую прочную форму, обновляет и перерождает. Сначала она появляется в бокалах, переливаясь через край, затем стекает водопадом на героиню, врачуя тело и душу, морским прибоем плещется в глубине сцены, разлетается в стороны от мокрых волос и платьев, ее зачерпывают ведрами и с визгом окатывают друг друга. В кульминации вода обрушивается на героев настоящим ливнем, создавая картину невыносимой красоты – красоты разлетающихся во все стороны фейерверков из брызг и танцующих в них людей.

Потрясающие артисты Вуппертальского танцтеатра, разного возраста и комплекции, чудаковатые, эксцентричные, трогательные, наполняют каждый эпизод такой обезоруживающей искренностью, обаянием, богатством чувств и нюансов, что хочется и смеяться, и плакать одновременно. Почти половина танцовщиков – старейшие участники труппы (Михаэль Штреккер, Джулия Анна Станцак, Дита Миранда Ясфи, Назарет Панадеро, Элена Пикон), памятные по знаковым спектаклям Бауш. И это счастье – увидеть их на одной сцене с новым поколением. Для каждого хореограф находит гениальные в своей простоте и красноречивости пластические метафоры психологических состояний, практически не поддающихся словесному описанию. На смене и повторении таких эпизодов, порой граничащих с фокусом, трюком, строится весь спектакль.

Пина Бауш умерла в 2009 году. С 2019 года Вуппертальский танцтеатр возглавляет Беттина Вагнер-Бергельт. В репертуаре – работы разных хореографов, но сердцем его по-прежнему являются спектакли Пины Бауш.


#театр #спектакль #Александринский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7013) от 21.09.2021 под заголовком «Невыносимая красота».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?