Встреча в цифровых джунглях. Глава благотворительного фонда «ПРО АРТЕ» - о юбилеях и выставках 2019 года

В субботу в Петербурге открывается XV фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» (СИТМ), организованный петербургским благотворительным фондом «ПРО АРТЕ», который отмечает свое 20-летие. «Санкт-Петербургские ведомости» расспросили Елену КОЛОВСКУЮ, директора фонда «ПРО АРТЕ», о юбилеях и выставках фестиваля 2019 года.

Встреча в цифровых джунглях. Глава благотворительного фонда «ПРО АРТЕ» - о юбилеях и выставках 2019 года | Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

- С каким настроением вы встречаете юбилей?

- С изумлением. «ПРО АРТЕ» - маленькая негосударственная организация, которой никто не гарантировал ни дня жизни. А вот живем 20 лет. В 1999 году никто в Петербурге не знал, как работать с современным искусством, не было никаких арт-центров и модных мест, где показывают современное искусство. Через год мы провели первый СИТМ.

- Какая идея двигала вами тогда?

- Она остается по сей день: поддержать художников, дать возможность сделать и выставить свои произведения. Дать возможность широкой публике ознакомиться с их искусством в необычном контексте - традиционного, чаще всего небольшого, музея.

- Кто является вашей публикой?

- Примерно половина - молодые люди, которые интересуются современным искусством. Вторая половина - зритель, который идет в музей, где он никогда или очень давно не был, чтобы увидеть там помимо экспозиции что-то необычное, странное.

Мы не стремимся привлечь толпы, но для нас важна стабильная аудитория.

- Что удалось и что не удалось СИТМ за 15 лет?

- Мы завели моду на фестивали в Петербурге, которые объединяют самые разные музеи, которые вне зависимости от подчинения работают на одну идею. Сегодня фестивалей уже четыре. Такого нет нигде. Сохраняя главную идею СИТМ, нам удается изменять его формат. Например, мы одними из первых ввели арт-медиацию, когда медиатор рассказывает про выставку.

Не удалось привлечь для СИТМ частного спонсора - крупную компанию, заинтересованную в продвижении фестиваля. Тогда нам не пришлось бы тратить заработанные нами деньги для его проведения.

- Чем отличается пятнадцатый СИТМ от предыдущих?

- В нем участвуют только выпускники «Школы молодого художника», которая существует в «ПРО АРТЕ».

- Сколько человек ее окончили?

- За почти 20 лет это 120 художников.

- Кто-то из них стал звездами?

Илья Гапонов и Татьяна Ахметгалиева востребованы в арт-мире, как в России, так и за ее пределами.

- В этом году в СИТМ участвует шесть музеев. Сколько проектов они покажут?

- Двенадцать. Они будут представлены в Музее Арктики и Антарктики, Музее гигиены, Музее железных дорог России, Музее истории религии, Музее-квартире Льва Гумилева, Музее печати. Все этикетки будут цифровыми, то есть на небольшом экране каждый художник на видео кратко рассказывает о своем проекте.

- Как вы отбирали проекты?

Сначала «ПРО АРТЕ» договорился с музеями и принял решение показывать в этом году только выпускников «Школы молодого художника». Затем бразды правления были переданы приглашенному куратору, это тоже наша традиция. В этом году им стал Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа. Он придумал тему фестиваля - «Аналоговые сигналы». Совместно мы провели конкурс среди выпускников нашей школы и отобрали 12 художников.

- Некорректный вопрос - ваши личные предпочтения?

- Это проект Александра Морозова (он из первого выпуска школы) «Железнодорожная опера» в Музее железных дорог России. В «столыпинском» вагоне, который, кстати, будет впервые открыт к нашему фестивалю, Морозов создал аудиоинсталляцию с голосами времени. Изначально «столыпинские» вагоны были созданы для переселенцев на восток России, в сталинские времена в них стали возить заключенных и переселять целые народы. Морозов с помощью цифрового сигнала озвучивает аналоговое прошлое, удачно отвечая теме фестиваля.

Ася Маракулина (выпускница 2015 года) создала чисто аналоговый проект «Письма издалека». На Шпицбергене художница рисовала открытки с пейзажами и отправляла их обычной почтой в Петербург. Те открытки, что дошли, представлены в Музее Арктики и Антарктики.

В воскресенье, 28 сентября, в Музее железных дорог состоится открытый диалог Ася Маракулина - Дмитрий Озерков: «Аналоговая встреча в цифровых джунглях».

Подготовил Вадим МИХАЙЛОВ

#благотворительность #искусство #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (6533) от 26.09.2019 под заголовком «Встреча в цифровых джунглях».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?