Всепоглощающее солнце. Со дня рождения Сергея Прокофьева – 130 лет

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения одного из выдающихся композиторов ХХ века.

Всепоглощающее солнце. Со дня рождения Сергея Прокофьева – 130 лет | ФОТО ТАСС

ФОТО ТАСС

«...Вот раздались первые звуки – и ворвалась жизнь: стремительный поток с гор или такой ливень, что выскочишь под него и закричишь: ах, как хорошо, еще! еще!» – это Владимир Маяковский о музыке Прокофьева. А ведь Маяковский, погибший в 1930-м, не услышал и половины его сочинений.

Оперы и балеты на музыку Прокофьева идут во многих театрах страны. Лидерство, пожалуй, принадлежит Мариинскому. С этим театром Прокофьев связан с юности, с тех времен, когда, будучи студентом Консерватории, слушал здесь Римского-Корсакова и Вагнера. Именно здесь в 1926 году поставили его первую оперу – «Любовь к трем апельсинам». Сейчас в репертуаре Мариинского театра присутствуют почти все оперы Прокофьева, включая ранние – «Великан» и «Маддалена». В минувшем году в разгар пандемии в театре возобновили оперу «Огненный ангел», поставленную в 1991 году к столетию Прокофьева Дэвидом Фриманом по мистическому роману Валерия Брюсова. Прокофьев работал над оперой в конце 1920-х годов. Это был титанический труд. В дневниковой записи, датированной августом 1927 года, он радуется, что работа движется к завершению: «Не верится прямо, что додушу моего «Огненного ангела»... Этот кошмар сидел на моей шее два лета!».

Так вышло, что сам он не увидел своего «Ангела» (со множеством чертей и демонов) на сцене. Теперь справедливость восстановлена.

В театре идет несколько балетов Прокофьева, в том числе «Золушка», «Каменный цветок», «Ромео и Джульетта», ставшие классикой.

23 апреля в Мариинском-2 в честь 130-летия композитора покажут «Ромео и Джульетту». Балет до сих пор идет в хореографии Леонида Лавровского и декорациях Петра Вильямса, использовавшего в костюмах мотивы картин Сандро Боттичелли и Лукаса Кранаха. Кстати, платье Галины Улановой, в котором она в роли Джульетты бежала через сцену навстречу судьбе, сейчас хранится в Музее театрального и музыкального искусства.

А вот «Золушка» идет в постановке Алексея Ратманского (премьера состоялась 5 марта 2002 года). Хореограф в стремлении показать всю глубину музыки Прокофьева избавил балет от приторной сладости и от хеппи-энда.

24 апреля в 13.55 на канале «Россия – Культура» покажут авторский проект Андрея Кончаловского «Сергей Прокофьев». В основе фильма – дневниковые записи композитора, изданные в Париже его внуком. В России они появились в 2002 году. Читать его дневники невероятно интересно. О своей жизни во всей полноте, состоящей из мелочей и глобальных событий, пишет человек неординарный. К тому же и время ему выпало не самое простое – первая половина безумного двадцатого столетия, полная катастроф. Заметки о посещении театра, о своих увлечениях девушками, о французских духах, которые обожал, и о частых приступах головной боли, которая в конце концов и свела его в могилу (Прокофьев умер от аневризмы). Рядом с событиями из жизни – творчество, служение музыке и, как написал Альфред Шнитке о Прокофьеве, «всепоглощающее солнце», которого никогда не лишались в его представлении «темные бездны реальности».

С точки зрения литературного стиля дневники безупречны. Записи – емкие, полные точных деталей и наблюдений, короткие и энергичные. Кстати, писал он их в особой манере – без гласных, чтобы не терять время. Так же и подписывался – Пркф.

#композитор #день рождения #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (6910) от 23.04.2021 под заголовком «Всепоглощающее солнце».


Комментарии