Главная городская газета

Все произошло случайно

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Все произошло случайно | ФОТО Дмитрия Соколова

ФОТО Дмитрия Соколова

Люблю ли я свою страну так, как любит Россию она? Этот вопрос я задавала себе несколько раз на протяжении нашего разговора с госпожой Мадлен Изабель Люти, президентом Швейцарского центра и входящего в его состав международного центра культурного и научного сотрудничества «Хеленика».

Ее родина, такая спокойная и благополучная, — во многом образец для всего мира в том же демократическом устройстве бытия, например. А Мадлен Люти, бывшая на протяжении последних восьми лет почетным генеральным консулом своей страны в Петербурге, трудностей и несуразностей нашей жизни насмотрелась сполна, но веры в силы России и ее граждан у нее при этом совершенно не убавилось. И ведь никаких же российских корней в роду этой женщины нет!

— Все произошло случайно: после окончания экономической гимназии я поняла, что мне остро не хватает знания языков. Тогда я по собственной системе изучила греческий, латинский и древнееврейский. Потом подумала: хочу еще и русский! И за полгода выучила и его. Затем, уже в Богословском университете в Берне, мне дали задание написать научную работу по истории Православной церкви России в неспокойные 1920-е годы — так я очутилась в Петербурге в Духовной академии. Это был непростой для вас 1992-й.

Мои профессора сказали: даем вам стипендию для стажировки — пишите из России, раз вы знаете русский язык. С тех пор Россия меня и не оставляет...

— А вы не оставляете Россию и в 1993-м создаете в нашем городе Швейцарский центр, цель которого — развитие исторически сложившихся культурных и научных связей между Швейцарией и Петербургом.

— У меня была идея «культурного», т. е. дающего возможность почувствовать разнообразие культуры страны, туризма: когда просто видишь город через стекло автобуса или быстро идешь по маршруту, страну не понять. Я для своих родственников всегда организовывала специальные программы — Россия ведь невероятно разная! В Европе мало кто понимает, какие колоссальные перемены здесь происходят, что это трудно, что стране требуется время для выбора своего пути, с которым бы все согласились.

Я часто читаю статьи о России в нашей прессе. Слово «демократия» даже не хочется «брать в рот» — во всем мире им слишком злоупотребляют. В Швейцарии люди понимают, что демократию надо «выращивать» долго и осторожно. Но это наша история — когда три кантона объединились и решили быть независимыми от других государств. В России все по-иному.

— Словом, когда было решено создать в Петербурге Почетное генеральное консульство Швейцарии, вы уже не задумываясь отправили свое резюме и стали ждать решения?

— В 1998-м я это назначение получила, и надо было найти помещение для консульства. Швейцарский центр располагался на улице Марата в доме 11, перестроенном в середине XIX века известным петербургским архитектором Августо Ланге, который в 1871 году принял швейцарское гражданство (почему мы и выбрали этот адрес). И решили консульство разместить тут же — правда, требовалось много места, и мы стали расселять коммунальные квартиры, расположенные в этом некогда очень красивом, но требующем серьезного ремонта здании.

Я вкладывала всю душу в эту работу: мы не только подбирали людям лучшие квартиры, но и ремонт делали, помогали с мебелью, оборудованием. Когда цены на жилье стали расти, пришлось искать кредиты.

Но работали спокойно, всегда искали общий язык с людьми, и от жильцов получили потом много писем с благодарностью.

Сегодня здесь, на улице Марата, как мне кажется, один из самых уютных и красивых уголков Петербурга: летом во внутреннем дворике мы проводим вечера «Музыка Гельвеции» (Гельвеция — древнее название Швейцарии). А в прошлом году, когда отмечалось 100-летие дипломатического присутствия Швейцарии в России, на фасаде дома рядом с флагом Швейцарской конфедерации появились полотнища с гербами кантонов Берна, Женевы и Тичино.

— Все, что делаешь, стараться делать красиво — достойное жизненное кредо! Граждане вашей страны даже гуманитарной помощью занимаются красиво. Например, во время недавней акции «Радуга» компания «Фонак» подарила глухим детям не просто слуховые аппараты, а новейшие слуховые системы!

— На мой взгляд, меценатство — это своего рода жизненный стиль. Помню, когда мы привозили в 1990-х годах из Швейцарии гуманитарную помощь, люди не очень понимали, что это помощь от сердца, добровольная. И порой начинали чего-то вдруг требовать...

Россияне привыкли, что всегда государство помогало им решать проблемы, и воспринимали гуманитарную помощь как нечто обязательное для кого-то. Не было понимания, что другие люди помогают не потому, что должны, а просто потому, что хотят помочь. У нас это в порядке вещей. К тому же реформаторская церковь очень активна в социальном плане.

— Помню на той же акции «Радуга» генеральный спонсор проекта Хайнц Шауфельбергер сказал: «У нас многие хотят помочь России, и моя миссия — сказать им, кому именно помогать».

— Способность жертвовать другим, быть меценатом, конечно, зависит от уровня экономического развития общества. Мы всегда думаем, как лучше помочь. Если детям дать слуховые аппараты — это инвестиции в их будущее: они будут лучше слышать, значит, получат лучшее образование. Найдут хорошую работу. И не будут чувствовать себя инвалидами. Приятно, что в этой акции нас поддерживает вице-губернатор Людмила Косткина.

И для нас всегда принципиально — дарить хорошее оборудование. Дать детям барахло? Недопустимо! В свое время мы помогали детской больнице им. Цимбалина отремонтировать кухню, спортзал. Я собирала для этого средства сама — у меня всегда много было знакомых, которые хотели помочь России. И деньги мне не было сложно собрать. Сейчас мы помогаем детскому туберкулезному санаторию «Малютка» в Пушкине.

— Швейцария во многих вопросах является образцом для человеческого сообщества. Например, в борьбе с наркоманией по так называемой швейцарской системе четырех столпов.

— Мы в начале 2000 года организовали при почетном консульстве конференцию, в которой участвовали наши врачи, политические деятели, полиция, и пригласили туда всех желающих. Тема очень сложная. У нас действительно есть успешный опыт в совмещении разных подходов одновременно: и профилактики, и репрессивных мер, и серьезной помощи больным.

— А недавний приезд в наш город 72 членов Европейской ассоциации друзей фарфора — людей удивительно не из нашего «суматошного» мира? Как вы решились на это?

— Мы с моей коллегой и вицепрезидентом международного центра «Хеленика» Еленой Тархановой очень любим заниматься чем-то не из «суматошного» мира! Фарфористы Европы — а это профессиональные коллекционеры фарфора из Швейцарии, Германии, Великобритании, Нидерландов и других стран мира — увидели «живьем» неизвестный широкому кругу специалистов российский и западноевропейский фарфор, хранящийся в фондах музеев, — они побывали в ведущих музеях Петербурга и в загородных императорских резиденциях (Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум, Павловск), посетили Ломоносовский фарфоровый завод, проводили консультации со своими петербургскими коллегами. Теперь завязались более тесные контакты с фарфористами Петербурга, статьи которых будут печататься в европейском журнале «Керамос». И таким образом европейцы лучше будут узнавать Россию.

— Не для того ли вы и замуж вышли за петербургского врача?

— Чтобы узнать больше о российской медицине? Понимаю, что это шутка, но в ней доля правды есть: теперь я и о вашей медицине знаю немало. Кстати, мой брат — врач. Работал в центре пластической хирургии в Женеве. Помните случай, когда медведь сильно поранил лицо человеку в Сибири? Люди в Швейцарии собрали тогда средства, чтобы ему помочь, и в этом центре ему «восстановили» лицо. Жена моего брата, тоже русская, помогала этому пациенту общаться с врачами и призналась мне потом, что он не хотел возвращаться домой.

— Так хороша швейцарская медицина?

— Медицина у нас финансово надежная, и страховка обеспечивает швейцарцу лечение без проблем. Пациент вообще о деньгах не думает — финансовые стороны отрегулируют менеджеры и страховщики. Врач думает только о лечении.

В России все иначе — пациент должен везде и за все платить. При этом качество лечения ему все равно не гарантируют. Часто люди платят, чтобы просто не стоять в очереди!

Я объясняю это временными экономическими трудностями, которые переживает страна. Были и у Швейцарии времена, когда ее граждане уезжали на заработки за границу. Когда механические швейцарские часы заменили электронными японскими. Но сейчас механические часы вновь популярны. А швейцарцы полюбили путешествовать. Они везде! Например, наши бизнесмены сейчас активно ведут дела в Китае.

— А в Петербурге?

— Здесь не очень большая колония швейцарцев. Надо больше давать информации нашим бизнесменам о возможностях города. Для Швейцарии традиционен гостиничный бизнес. Много знаменитых поваров из нее вышло. Школы иностранных языков, туристический бизнес, наука. Словом, развитием контактов в этих областях сейчас и занимаемся в международном центре «Хеленика».

Последняя благотворительная акция «Хеленики» — дар Музею музыки в Шереметевском дворце уникальных материалов, связанных с историей музыкальной культуры: рукописная партитура одного из псалмов Давида, созданного итальянским композитором первой половины XVIII века Бенедетто Марчело с автографом Полины Виардо, красочные программки балетных спектаклей Мариинского театра в Петергофе (конец XIX века), четыре нотные тетради скрипачей императорских театров Энрико Палаци и Карло Рамеллы, посвященные и подаренные этими музыкантами семейству графов Толстых.

Ноты, которые выкупали у коллекционеров Европы несколько лет, не просто были подарены музею, а «ожили» в историческом Белом (Концертном) зале дворца: собравшиеся в зале ученые, работники музеев, художники и музыканты смогли впервые услышать эти произведения в исполнении солистки Мариинского театра Елены Ушаковой, а под бальную музыку из рукописных нотных тетрадей из собрания Толстых танцевали дети из студии классического балета Приморского района.

За окном стоял сумрачный вечер — не то зима, не то осень, а в залах музея было радостно и красиво. В этом — вся г-жа Мадлен Изабель Люти.

Подготовила Ольга ОСТРОВСКАЯ.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (3797) от 15.01.2007 года.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook