Все дело в интонации. Со дня рождения писателя Юрия Трифонова - 95 лет

Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения писателя Юрия Трифонова.

Все дело в интонации. Со дня рождения писателя Юрия Трифонова - 95 лет | ФОТО А. ЛЕССА/ТАСС

ФОТО А. ЛЕССА/ТАСС

Его повести и романы именуют почему-то «московскими», хотя их героями могли стать жители любого советского мегаполиса. Ибо у большинства из них была та самая другая жизнь, которая порою растворялась в заботах о сохранении жилплощади («Обмен») или терялась в заботах о хлебе насущном и росте благосостояния («Предварительные итоги», «Долгое прощание»). Слух Трифонова был настроен на ту аудиторию, для которой история, культура, литература не были пустым звуком или только поводом посудачить ночью на кухнях. Для нее книги были тем самым пространством внутренней свободы, которую было сложно отнять.

Герои его городских сочинений – почти сплошь деятели гуманитарного труда, что выдает в творениях писателя автобиографические мотивы. И здесь, конечно, очевидна недостижимая для многих нынешних авторов, номинантов и лауреатов литературная вершина – роман «Дом на набережной», в котором история в ее драматическом развитии переламывает и перемалывает судьбу обитателей символического здания напротив Кремля. В этом доме и жил в юные годы сам Юрий Трифонов. Сегодня фасад украшает соответствующая мемориальная доска. Именно в «Доме на набережной» писатель сплавил воедино выжигавшую его изнутри тему революции и ее жертв (роман «Старик», повесть «Отблеск костра») и то, каким образом завязываются в тугой узел отношения советской (читай: нынче – российской) интеллигенции с той самой реальностью, в которой им приходилось отправляться на службу, как на подвиг.

Тексты Трифонова были зеркалом, в котором отражалась эта плохо постигаемая поколением нынешних сорокалетних мучительная тоска по лучшей жизни, приправленная острой необходимостью беречь чувство собственного достоинства, (с)охранять свои жизненные принципы, не допуская компромиссов с совестью. Герои Трифонова либо способны на компромисс, либо находятся в состоянии постоянных душевных сомнений.

В отличие от своего ленинградского коллеги Александра Володина, выдавшего драматургическую индульгенцию «братьям по классу» (прежде всего в «Осеннем марафоне»), Юрий Трифонов оказался более беспощаден к духовным метаниям героев с университетскими дипломами. Он будто бы в течение десятка лет подряд сбрасывал завесу иллюзий.

Прозу Юрия Трифонова в условиях современной спешки и цифровизации надо читать медленно, смакуя детали, а порою саму интонацию автора, жившего и творившего в то время, когда не было ни компьютеров, ни мобильников. Радио слушали, телевизор смотрели, а книги – читали. «Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, _ встречаем мы реплику автора в повести «Другая жизнь», – потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный».

Стоит сегодня перечитать Юрия Трифонова, чтобы этот смысл уловить. А заодно понять, отчего так радостно и с упоением его герои и его читатели через несколько лет после кончины писателя бросились рушить весь уклад той самой жизни, которую они так внимательно рассматривали в зеркале его текстов.

#литература #книги #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (6751) от 28.08.2020 под заголовком «Все дело в интонации».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?