Времен оттепели. Джаз-клуб ЛГУ открылся 60 лет назад

Шестьдесят лет назад, 13 апреля 1961 года, в нашем городе легально открылся Джаз-клуб ЛГУ. Сейчас, когда пионеров ленинградского джаза осталось совсем немного, важно вспомнить о нем в обратной перспективе и задуматься о джазе сегодняшнем.

Времен оттепели. Джаз-клуб ЛГУ открылся 60 лет назад | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Хронологически первым на берегах Невы стал клуб «Д-58», открыто пропагандировавший «музыку толстых», как назвал Горький джаз. Он вспахал девственную целину: устраивал концерты свободного доступа, доставал – какую удастся – литературу, начал систематически знакомить ленинградцев с историей этой музыки. Однако век того клуба был недолог – с октября 1958-го по май 1959-го: власти закрыли его после натиска на несокрушимые двери ДК имени С. М. Кирова толп страждущих попасть на полноформатный концерт.

С его роспуском джазовые ансамбли никуда не делись, но выступали редко и где придется, а жили музыканты на зарплату, которую получали по месту работы врачами, инженерами и – совсем немногие – в танцевальных оркестрах «Ленконцерта». Тогда организацию ленинградского джаза на новом уровне взял на себя университетский клуб, который возглавил выходец из «Д-58» лаборант циклотронной лаборатории НИФИ ЛГУ 25-летний Юрий Вихарев, пианист-самоучка, говоривший и читавший по-английски. Ему удалось стать получателем фирменных джазовых дисков и журнала Down Beat из США от великого симфонического дирижера, композитора и популяризатора джаза Леонарда Бернстайна.

Чтение лекций тут стало систематическим, появился клубный квартет, на первых порах – джазменов-самоучек во главе с Вихаревым (рояль), и весьма важным и своевременным оказалось обращение наших музыкантов к современному джазовому репертуару. Ведь на концертах «Д-58» главенствовала музыка новоорлеанских Street parades и диксиленда, а танцевальные оркестры тех лет не шли дальше штампов эры свинга.

В университетском джаз-клубе зазвучали мелодии главенствующих тогда в США стилей бибопа, хард-бопа, кула и едва заявлявшего тогда о себе джазового авангарда (Орнетт Колмен, Джордж Рассел, Эрик Дольфи, Арчи Шепп). Открытые репетиции ансамблей происходили тогда (что неслыханно) в актовом зале здания Двенадцати коллегий вместимостью тысяча мест.

Именно тогда – в начале шестидесятых – выдвинулись лидеры: Всеволод Королев (труба), братья Калпашниковы – Валентин и Александр (ритм-группа), тромбонист Эдуард Левин, пианист Юрий Руденко – все играли «черную» музыку (Sant Louis Blues) раннего джаза!

Вышедшие в то время на первые роли Геннадий Гольштейн (саксофон, кларнет) и Константин Носов (труба) выступали на сцене актового зала ЛГУ лишь в исключительных случаях – они уже успели блеснуть еще и в амплуа джазовых композиторов, привлекших внимание американских джазменов. А 30 мая 1962 года в том же актовом зале состоялся первый в истории ленинградского джаза ночной (!) международный джем-сейшен с участием нескольких музыкантов из гастролировавшего тогда в СССР знаменитого американского свингового оркестра Бенни Гудмена.

В этом джаз-клубе появились и начали свое восхождение к джазовым высотам в квартете Юрия Вихарева 16-летний Давид Голощекин (тогда контрабас) и 23-летний Станислав Стрельцов (ударные). Представлять их излишне: народный артист России Голощекин сегодня – лидер нашего джаза, Стрельцов – заслуженный артист РФ. В 1962 году саксофонистом квартета Юрия Вихарева стал 22-летний Роман Кунсман, игравший совсем иначе, чем старший собрат по инструменту (альт-саксофон) Геннадий Гольштейн, но в том же репертуарном поле позднего бибопа. Вихарев и Кунсман оставили после себя интересные джазовые композиции, сохранившиеся на дисках, пластинках и в радиопередачах.

Еще одна особая заслуга джаз-клуба ЛГУ – привлечение иногородних джазовых ансамблей и отдельных солистов. У нас выступали премьеры московской джазовой сцены Герман Лукьянов и Андрей Товмосян (труба), Борис Рычков, Вадим Сакун и Евгений Геворгян (рояль), Алексей Зубов и Борис Мидный (саксофон), Константин Бахолдин (тромбон), Валерий Буланов и Юрий Нижниченко (ударные). Не однажды с московскими мастерами бывал у нас замечательный организатор московского джаза Алексей Баташев...

И еще одна несомненная заслуга нашего клуба. В нем набирались опыта организаторы клубов третьей генерации. В 1964 году, когда деятельность клуба была административно прекращена, на смену ему начали действовать новые молодежные клубы. Это «Камертон» при ДК имени Первой пятилетки (промоутеры – Владимир Гринберг и Борис Усиевич), клуб ЛИАПа (Института авиационного приборостроения) во главе с Валентином Устименко и зарегистрированный тогда под ничего не говорящим названием «Клуб молодежи Петроградской стороны» (КМПС) во главе с преданными джазу выпускниками ЛЭТИ Натаном Лейтесом и Виталием Шепшелевичем. В декабре того же, 1964-го, года эти микроклубы соединились в общегородской клуб «Квадрат»...

Эстафету старших пропагандистов джаза в конце 1980-х подхватил преданный джазу мультиинструменталист и композитор Давид Голощекин, сумевший при поддержке бессменного лидера «Ленинградского диксиленда» заслуженного артиста РФ Олега Кувайцева создать, обустроить и вывести на четвертое десятилетие плодотворной деятельности единственную в мире Петербургскую филармонию джазовой музыки. Кстати, в 1989-м, в первый год ее работы, на сцене филармоник-холла успел выступить президент джаз-клуба ЛГУ пианист Юрий Вихарев.

...Шестьдесят лет – почти вечность. Джаз устоял, но общественный статус и его содержание изменились. Уже давно он перестал восприниматься в стране как запретный плод, гонимое властью искусство. Сегодня в музыкальных магазинах найдется все, что нужно как профессионалу, так и начинающему музыканту. В Джазовой филармонии регулярно устраиваются концерты для детей. На концерты самых ярких музыкантов можно попасть – были бы деньги. В большом выборе джазовая литература – мемуары, история, критика. И, как это ни удивительно, у руля, направляющего джазовый «Арго», – все еще энтузиасты шестидесятых. Старейший из них заслуженный деятель искусств РФ профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Владимир Фейертаг нынче готовится отметить свое 90-летие. Немногим моложе живущий в Лондоне теоретик джаза – из клуба «Д-58» – Ефим Барбан, выпускающий книгу за книгой в издательстве «Композитор Санкт-Петербург». Не иссякает творческий импульс ставшего педагогом и разрабатывающего все новые аранжировки классических джазовых тем Геннадия Гольштейна. Кандидатскую диссертацию по джазовой тематике давно защитил еженедельно выступающий в этой филармонии пианист Петр Корнев, который немногим моложе упомянутых лиц. А где же выросшие за ними поколения? Кому придется передавать эстафету? Об этом стоит профессионально поразмышлять на полосах старейшей городской газеты, перешагивая сорные кучи «информации» в Интернете.

#джаз #музыка #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (6902) от 13.04.2021 под заголовком «Джаз времен оттепели».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?