Воздухоплавание

«Маленький принц» Экзюпери от недостатка внимания со стороны российского театра точно не страдает. Взять хотя бы завершающийся сезон. В репертуаре московского «Современника» появился спектакль «Не покидай свою планету» в постановке Виктора Крамера, где все роли исполняют Константин Хабенский или в другом составе – Артур Смольянинов. В Москве же, в Губернском театре, «Маленького принца» поставил худрук театра Сергей Безруков и сам играет основные роли. Впрочем, в обоих случаях корректнее говорить не о «ролях» и полноценной «игре», а о том, что артист ведет драматическую партию.

Воздухоплавание  | Биографию Экзюпери «За пределами жизни» рассказывают почти без слов Дмитрий Поднозов и Алиса Олейник. <br>ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Биографию Экзюпери «За пределами жизни» рассказывают почти без слов Дмитрий Поднозов и Алиса Олейник.
ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Условия этих двух спектаклей большой формы и «для семейного просмотра» на удивление схожи. И там, и там актер работает преимущественно на авансцене, где находится песочница, а за его спиной – настоящий оркестр, аккомпанирующий действию! У Крамера это ансамбль «Солисты Москвы», дирижер Юрий Башмет (исполняют Брамса и Малера), у Безрукова – Губернаторский оркестр Московской области, дирижер Сергей Пащенко (здесь звучат импрессионисты – Дебюсси, Равель, Сен-Санс). Видеопроекции в помощь.

В Петербурге «Маленького принца» поставила в детском «Театре у Нарвских ворот» Яна Тумина – актриса, педагог, режиссер, долго и плодотворно сотрудничавшая с «ахейцами» (Инженерный театр АХЕ). В этом спектакле, где актеры работают с куклами, режиссер движется по сюжету Экзюпери, более или менее удачно воплощая события сказки-притчи.

«Маленький принц» стал для Туминой спектаклем проходным, хотя вообще-то в сезоне-2015/16 она проявила себя очень успешно. Здесь нужно сказать и о «Колином сочинении» по книге Сергея Голышева «Мой сын – даун» (премьера состоялась на фестивале «Арлекин»). И о невероятно обаятельной постановке «Один на один» (идет в Маленьком театре Фонтанного дома), где смешные и трогательные монологи от лица подростков исполняются выпускниками курса Руслана Кудашова и Туминой.

И, конечно, это премьера «Корабль Экзюпери» в театре «Особняк». В программке не указано, что он поставлен по мотивам «Маленького принца», но очевидно, что спектакль навеян этим, самым известным, произведением писателя. «Корабль Экзюпери», адресованный не детям, а взрослым («когда они были маленькими», пользуясь выражением автора), идет на крошечной сцене. Но границы ее, однако, размываются почти до бесконечности. Спектакль длится всего час и пять минут, но в этот промежуток времени помещается очень много.

В распоряжении режиссера нет медийных артистов, зато есть известные питерские «андеграундщики» Дмитрий Поднозов и Алиса Олейник. Чуть сумрачный Мужчина (он же автор, он же Экзюпери) и странная Женщина с огромными грустными глазами, все время меняющая облик – то элегантная дама в пальто и кокетливой шляпке (возлюбленная?), то клоунесса, немного похожая на Джельсомину Джульетты Мазины, – вот персонажи «Корабля Экзюпери».

Яна Тумина обладает даром ткать сценическую ткань словно из ничего. Из воспоминаний, оттенков, деталей. И спектакль легок и невесом, как воздух. Бессюжетен, состоит из микросцен, воздействует ассоциативно, тревожа зрительскую память. Отдельные сценки решены в ключе «физического действия» или «театра предметов». Трудно сформулировать, «про что» играют. Но видишь, как персонажи молчат – улыбаются – удивляются – грустно слушают кого-то на том конце телефонного провода... и кажется, все про них понимаешь.

Олейник достает розу и кончиком ее, точно карандашом, рисует бровки на своем набеленном лице, раскручивает розу наподобие пропеллера... И ощущается надежда, что самолет будет починен, полет будет совершен (если зрители читали книгу, они понимают). А вот актриса со значительностью факира открывает коробочку, на крышке которой портрет Экзюпери, и поджигает что-то внутри. Игрушечный самолет на проволоке парит в этом черном дыму, и таков эффект «алхимического театра», что это воспринимаешь очень серьезно, как предвестие катастрофы.

Взгляд, жест, вздох, пауза: вот что составляет содержание этого спектакля, подобно тому, как у Экзюпери ритм и мелодика речи важнее формулируемых смыслов. (Слушать «Маленького принца» в оригинале можно как музыку.) Спектакль держится на чередовании мрака, обступающего персонажей, и лучей, их высветляющих; гулов, то стихающих, то тревожно нарастающих; тишины и ностальгических французских шлягеров, аранжированных так элегично.

Тумина почти отказалась от слов, вернее, перевела их на другой язык – собственно театра. И рисунки Экзюпери для нее не менее важны, чем слова. Бумажная спираль обвивает палочку-«лошадку» (только вместо лошадиной головы – голова принца), и память выдает картинку из книжки: удав, собирающийся съесть зверька. Действие построено так, что часто не понять, кто эти персонажи на сцене: Летчик и Маленький принц? Лис и Роза? И при этом режиссеру удалось войти с произведением в диалог. Без слов сказано о встрече и разлуке, об одиночестве и притяжении душ, о чудачестве и смерти.

«Биография за пределами жизни»: подзаголовок спектакля настраивает на то, что все происходящее – морок сознания умирающего героя (Экзюпери?), для которого жизнь прокручивается как хаотичный фильм. Но финал, как у автора, обнадеживающий – летчик ведь говорит, что не нашел на песке тела Маленького принца, а значит, он возвратился на свою планетку. Так и в спектакле самой интонацией финала «проговаривается», что после смерти физической жизнь не кончается. В глубине сцены крутится спираль, словно подтверждая это. А актеры выходят на поклоны. Отдавая свою нежность.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (5725) от 20.06.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.