Воздухоплавание

«Маленький принц» Экзюпери от недостатка внимания со стороны российского театра точно не страдает. Взять хотя бы завершающийся сезон. В репертуаре московского «Современника» появился спектакль «Не покидай свою планету» в постановке Виктора Крамера, где все роли исполняют Константин Хабенский или в другом составе – Артур Смольянинов. В Москве же, в Губернском театре, «Маленького принца» поставил худрук театра Сергей Безруков и сам играет основные роли. Впрочем, в обоих случаях корректнее говорить не о «ролях» и полноценной «игре», а о том, что артист ведет драматическую партию.

Воздухоплавание  | Биографию Экзюпери «За пределами жизни» рассказывают почти без слов Дмитрий Поднозов и Алиса Олейник. <br>ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Биографию Экзюпери «За пределами жизни» рассказывают почти без слов Дмитрий Поднозов и Алиса Олейник.
ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Условия этих двух спектаклей большой формы и «для семейного просмотра» на удивление схожи. И там, и там актер работает преимущественно на авансцене, где находится песочница, а за его спиной – настоящий оркестр, аккомпанирующий действию! У Крамера это ансамбль «Солисты Москвы», дирижер Юрий Башмет (исполняют Брамса и Малера), у Безрукова – Губернаторский оркестр Московской области, дирижер Сергей Пащенко (здесь звучат импрессионисты – Дебюсси, Равель, Сен-Санс). Видеопроекции в помощь.

В Петербурге «Маленького принца» поставила в детском «Театре у Нарвских ворот» Яна Тумина – актриса, педагог, режиссер, долго и плодотворно сотрудничавшая с «ахейцами» (Инженерный театр АХЕ). В этом спектакле, где актеры работают с куклами, режиссер движется по сюжету Экзюпери, более или менее удачно воплощая события сказки-притчи.

«Маленький принц» стал для Туминой спектаклем проходным, хотя вообще-то в сезоне-2015/16 она проявила себя очень успешно. Здесь нужно сказать и о «Колином сочинении» по книге Сергея Голышева «Мой сын – даун» (премьера состоялась на фестивале «Арлекин»). И о невероятно обаятельной постановке «Один на один» (идет в Маленьком театре Фонтанного дома), где смешные и трогательные монологи от лица подростков исполняются выпускниками курса Руслана Кудашова и Туминой.

И, конечно, это премьера «Корабль Экзюпери» в театре «Особняк». В программке не указано, что он поставлен по мотивам «Маленького принца», но очевидно, что спектакль навеян этим, самым известным, произведением писателя. «Корабль Экзюпери», адресованный не детям, а взрослым («когда они были маленькими», пользуясь выражением автора), идет на крошечной сцене. Но границы ее, однако, размываются почти до бесконечности. Спектакль длится всего час и пять минут, но в этот промежуток времени помещается очень много.

В распоряжении режиссера нет медийных артистов, зато есть известные питерские «андеграундщики» Дмитрий Поднозов и Алиса Олейник. Чуть сумрачный Мужчина (он же автор, он же Экзюпери) и странная Женщина с огромными грустными глазами, все время меняющая облик – то элегантная дама в пальто и кокетливой шляпке (возлюбленная?), то клоунесса, немного похожая на Джельсомину Джульетты Мазины, – вот персонажи «Корабля Экзюпери».

Яна Тумина обладает даром ткать сценическую ткань словно из ничего. Из воспоминаний, оттенков, деталей. И спектакль легок и невесом, как воздух. Бессюжетен, состоит из микросцен, воздействует ассоциативно, тревожа зрительскую память. Отдельные сценки решены в ключе «физического действия» или «театра предметов». Трудно сформулировать, «про что» играют. Но видишь, как персонажи молчат – улыбаются – удивляются – грустно слушают кого-то на том конце телефонного провода... и кажется, все про них понимаешь.

Олейник достает розу и кончиком ее, точно карандашом, рисует бровки на своем набеленном лице, раскручивает розу наподобие пропеллера... И ощущается надежда, что самолет будет починен, полет будет совершен (если зрители читали книгу, они понимают). А вот актриса со значительностью факира открывает коробочку, на крышке которой портрет Экзюпери, и поджигает что-то внутри. Игрушечный самолет на проволоке парит в этом черном дыму, и таков эффект «алхимического театра», что это воспринимаешь очень серьезно, как предвестие катастрофы.

Взгляд, жест, вздох, пауза: вот что составляет содержание этого спектакля, подобно тому, как у Экзюпери ритм и мелодика речи важнее формулируемых смыслов. (Слушать «Маленького принца» в оригинале можно как музыку.) Спектакль держится на чередовании мрака, обступающего персонажей, и лучей, их высветляющих; гулов, то стихающих, то тревожно нарастающих; тишины и ностальгических французских шлягеров, аранжированных так элегично.

Тумина почти отказалась от слов, вернее, перевела их на другой язык – собственно театра. И рисунки Экзюпери для нее не менее важны, чем слова. Бумажная спираль обвивает палочку-«лошадку» (только вместо лошадиной головы – голова принца), и память выдает картинку из книжки: удав, собирающийся съесть зверька. Действие построено так, что часто не понять, кто эти персонажи на сцене: Летчик и Маленький принц? Лис и Роза? И при этом режиссеру удалось войти с произведением в диалог. Без слов сказано о встрече и разлуке, об одиночестве и притяжении душ, о чудачестве и смерти.

«Биография за пределами жизни»: подзаголовок спектакля настраивает на то, что все происходящее – морок сознания умирающего героя (Экзюпери?), для которого жизнь прокручивается как хаотичный фильм. Но финал, как у автора, обнадеживающий – летчик ведь говорит, что не нашел на песке тела Маленького принца, а значит, он возвратился на свою планетку. Так и в спектакле самой интонацией финала «проговаривается», что после смерти физической жизнь не кончается. В глубине сцены крутится спираль, словно подтверждая это. А актеры выходят на поклоны. Отдавая свою нежность.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (5725) от 20.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?