Война не окончена? О чем рассказывает фильм Павла Лунгина «Братство»

Картина Павла Лунгина «Братство» вышла на наши экраны «в ореоле полемики». Не устроила она практически никого из производителей общих мнений. Для власти наши солдаты в фильме выглядят непрезентабельно и почти столько же торгуют с местными, сколько воюют с ними же. Из этой купли-продажи, от оружия и до пленных, постепенно вырастает сюжет.

Война не окончена? О чем рассказывает фильм Павла Лунгина «Братство» |

То есть это явно не боевик. И мне кажутся неуместными сравнения с «Афганским изломом» (1989) Владимира Бортко, много лет назад освободившего эту тему от государственного запрета ценой превращения трагедии в чисто жанровое кино с Микеле Плачидо в главной роли. Там, у Бортко, был очевидный прорыв информационной блокады. Здесь, у Лунгина, - подведение бесславных итогов той военной кампании, не столько геополитических, сколько нравственных. Для кинокритиков между этими двумя фильмами были как минимум три знаковые ленты, сравнение с которыми, по видимости, не в пользу автора «Братства». Для начала их перечислим, чтобы понять, что уже было сказано, а где Лунгин продолжил начатый 20 лет назад разговор.

Во-первых, это «Нога» (1991) - фильм сценаристки Надежды Кожушаной и режиссера Никиты Тягунова, прошедшего Афганистан и умершего вскоре после выхода их общей картины. Они выкричали свою боль. И сняли фильм. Где никакой «обычной реальности» быть не может, сплошной ужас последствий в человеческих душах. Этой ленте жизнеподобное лунгинское «Братство» противостоит почти по всем пунктам, кроме одной сцены ночного кошмара: здесь все происходит как бы в реальности, никаких сдвигов стиля и смысла. Тот факт, что картину Павла Лунгина ветераны Афганистана не очень-то признают за свою, лишь добавляет фильму дискуссионности. Их право спорить, наше, зрительское, смотреть, пытаясь сориентироваться как в смысле авторского «послания», так и в экранных особенностях его изложения.

Во-вторых, это «Пешаварский вальс» (1992) Тимура Бекмамбетова и Геннадия Каюмова. Фильм о том, что ради победы над моджахедами советская авиация готова бомбить своих же, которые оказываются не солдатами, выполняющими или не выполняющими приказы, а заложниками чужой воли и проклятой войны. К похожему выводу, звучащему в конце фильма, Павел Лунгин подводит и свою ленту, хотя не поручусь, что сознательно. Скорее, финальная сцена (которую не буду, естественно, пересказывать) тянет на развернутую метафору афганской войны как таковой.

И, наконец, третья лента - «9 рота» (2005) Федора Бондарчука, прямая параллель «Братству». Но - с прямо противоположными выводами относительно ценности военного опыта в жизни тех, кто вернулся. В обеих картинах действие происходит незадолго до окончания войны, которая, однако, все никак не кончается и требует все новых жертв. Но в «9 роте» рассказ ведется от имени новичка, совсем юноши, что обнаруживается в самом конце картины. Он потрясен увиденным и остается жить без опор, никакой страны он больше не защищает, а в мирной жизни, где люди вообще живут по-другому, для него места нет. В «Братстве» - наоборот. Повествователь (прозвище Грек) говорит за кадром, что ему «нужно было научиться жить заново». А значит, как минимум больше не воевать. Он повзрослел.

Война в картине Павла Лунгина примерно со второй половины состоит в основном из переговоров о пленных и споров о результатах этих переговоров. Хотя с батальными сценами и спецэффектами прямо с начала фильма все в полном порядке. Зрелище можно даже признать достаточно увлекательным, тем более что картина «основана на реальных событиях». Но центральное действующее лицо, в реальности - резидент, полковник КГБ Ковалев (Кирилл Пирогов), показан настолько положительным, что диву даешься. И здесь Лунгин идет явно против существующей сегодня тенденции, показывая, что только спецслужбы заинтересованы в том, чтобы война скорее закончилась. Однако задачам армии (не столько победить, сколько выжить, чтобы воевать дальше) и подчинено действие фильма, сюжетный стержень которого - попытка спасти сына начальника, летчика, попавшего в плен.

Но есть ли вообще главный герой в месиве, за которым режиссер постепенно, шаг за шагом, обнаруживает развивающийся конфликт интересов, поскольку есть еще и афганское руководство, объясняющее, что советские войска здесь находятся не просто так, а для поддержки президента Наджибуллы? Картина и выстроена - надо сказать, мастерски, - как цепочка общих событий. В них так или иначе постепенно вовлекаются практически все герои картины, в основном разведчики, явно занятые выполнением приказа, обусловленного личным желанием командующего. Сама же цель уже несоразмерна задаче, ее можно достичь просто переговорами и финансами, а не бомбежкой.

Масштаб войны (длившейся чуть ли не десять лет!) становится все меньше и меньше - по мере того как становятся мнимыми ее цели. Сильнейший эпизод фильма - когда за кадром звучит песня Егора Летова, комментарий уже из нашего времени: «А при коммунизме все будет хорошо, / Он наступит скоро - надо только подождать! / Там все будет бесплатно, там все будет в кайф! / Там, наверное, вообще не надо будет умирать! / Я проснулся среди ночи и понял, что все идет по плану». Да уж, все планы сегодня как на ладони...

А война - по фильму - и правда идет к концу. Но Афганистан заложил саму типологию конфликтов подобного рода, когда наши войска въезжают на чужую территорию, руководствуясь интернациональным долгом. Потом выясняется - и режиссер в отличие от авторов первых картин «на тему», названных выше, уже знает это, - что они «защищают Родину».

Так, с долей усталого презрения к высоким словам, говорит начальник подразделения (Олег Васильков), заодно как бы цитируя финальные слова героя-повествователя «9 роты». СССР больше нет. Что же дальше? Сплошной криминал, как в недавнем сериале «Ненастье» Сергея Урсуляка по роману Алексея Иванова, можно сказать, проложившем дорогу «Братству»? Или сделаем какие-то выводы? Надо бы!

Читайте также об итогах Каннского фестиваля.

#кино #премьера #фильм #Афганистан

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6449) от 30.05.2019 под заголовком «Война не окончена?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...